Модернизм в мировой литературе начала ХХ в
Модернизм — эстетическая концепция, которая складывалась в начале ХХв., как в следствии пересмотра философских основ и творческих принципов культуры XIXв, которые продолжались на продолжении нескольких десятилетий.
Модернизм сформировался в условиях приближения социально-исторического кризиса , апогеем которого стала Первая мировая война. В этих условиях все боле ясно проявляется неспособность объяснить мир с позитивистской точки зрения. Новые концепции в естественных науках и в гуманитарных сферах
Еще одним ярким явлением в лит-ре конца XIX — начала ХХ ст стал импрессионизм. Термин «импрессионизм» походит от фр — впечатление. Импрессионисты творчески восприняли бодлеровский тезис о способности художника своеобразно увидеть мир. Передача художественными способами чисто субъестивного впечатления — главный признак импрессионизма.
Это субъективное впечатление передается в игре ассоциаций, что вызывает предмет изображения, сложных субъективных
В начале ХХст возникают явления, которые отобразили стремление модернизма к взаимодействию с другими направлениями в искусстве, к творческому использованию достижений культуры прошлого. Наиболее ярко это проявилось в неоромантизме, определяющей чертой которого является возможность преодолеть разрыв между идеалом и действительностью благодаря могущественной силе личности, способной превратить желанное в действительное. Эти черты присущи творчеству К.Гамсуна.
Ярким проявлением модернизма стал «серебряные век» русской поэзии, который подарил поэзию акмеистов. Теоретиком акмеизма был талантливый поэт Н.Гумилев. Термин «акмеизм» походит от латин слова akme — самая высокая ступень чего-либо, цветущая сила. Н.Гумилев, А.Ахматова, И.Мандельштам стремились вернуть слову его природную ясность, человеческие чувства их волновали как проявление духовной жизни человека, а не символическое отображение Мировой души. Акмеисты опирались на достижения мировой культуры, которая приближала их к неоромантикам.
Ярким явлением русской поэзии стал имажинизм, своеобразное проявление на русской почве модернистского течения английской поэзии имажизма. Имажисты, а за ними и имажинисты, решающим в своей поэзии считали образ. Ранее творчество Т.С.Эллиота дает представление о творческих поисках имажинистов. С русским имажинизмом связано творчество С.Есенина, со временем он признал, что это была добрая школа поэтического мастерства.
В модернизме были и течения, которые стремились в корне обновить художественную системк, отказываясь от культурной традиции. Эти течения получили название «авангардизм» (от фр avantgarte — передовой загон). Наидолее распространенные течения авангардизма — футуризм и сюрреализм.
Футуризм (от лат futurum — будущее) возник в Италии. В 1909г. Ф.Маринетти опубликовал «Манифест футуризма», в котором огласил разрыв с традиционной культурой, которая не может удовлетворить современного человека. Футуристы воспевали город как высшее проявление достижений человеческой цивилизации. Они открыла трагедию современной урбанизации — трагедии неподчинения человеческой личности. Они стремились воссоздать мировосприятие «безличностного» человека.
Сюрреализм походит от фр surrealisme — надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического искусства — использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ними ассоциаций).
Кафку считали пророком 20 века, основателем темы абсурда в литературе 20 века и религиозным мыслителем, сочинения которого следует рассматривать «в категориях святости, но не литературы». Давно вошли в лексикон интеллигенции такие выражение: «кафкинская ситуация», «Кафкинский абсурд», «кафкинский кошмар». Среди писателей, пред которыми склонялся Кафка, следует, прежде всего, вспомнить И.В. Гетте, Г. Кляйста, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф. Достоевского.
Описывая свои фантазии, Кафка достигал уровней подсознания, закрытых для более обычных подходов. Все самые лучшие его произведения пронизаны самоанализом, основанным на бесконечных поисках в самом себе. Его рассказы и романы построены по законам фантастической логики сновидений, но вместе с этим отражают реалистические подробности повседневной жизни. Прежде всего, писателя интересуют универсальность взаимоотношения личности с миром, самые общие вопросы духовного бытия.
Всеохватывающее, самое значащее писатель объединяет с самым мелким, личным — точнее сказать с теми событиями, которые происходили в его собственной жизни. Отсюда, — решающая роль автобиографического начала в кафковской прозеВ большинстве рассказов и романов Кафки неожиданная ситуация возникает в жизни героя, который пытается понять ее содержание и сберечь свою индивидуальность перед силами, которые вмешиваются в его жизнь. В романе «Процесс» героя обвиняют в недоказанных преступлениях и в конце концов казнят.
В романе «Замок» землемер безуспешно пытается связаться со своим работодателем, но вместо этого получает ряд непонятных сообщений. Персонажи пытаются найти разумное объяснение системе, абсурдной и сберечь свое «я» в мире, который решил уничтожить независимого человека. Кафка представляет себе современный мир, избавленный возможности самореализации, таким, который пугает, порождает чувство вины и мании преследования. в созданном Кафкой мире действует иная логика, которой нет смысла удивляться.
О превращении Грегора Замзы в насекомое (новелла «Превращение») рассказывается как о чем то обыденном. Герой думает о службе, о поезде, на который боится опоздать, опасается, что о произошедшем узнает его начальство. Он старается внушить окружающим, что ничего особенного не случилось
Творчество Кафки является образцом модернистской прозы. Художественный мир Кафки характеризуется соединением фантастического и обыденного, трагического и иронического, натуралистических деталей и сложной, темной символики. Стиль и представление Кафки стали неотъемлемой частью современной литературы, существенным компонентом творчества таких самобытных писателей, как Жан Поль Сартр, Габриель Марсиа Маркес, Беккет.
Межпредметные связи на уроках
Межпредметные ассоциации, на основе которых происходит обобщение знаний, обеспечивается их усвоение, достигается раскрытие взаимосвязей между знаниями, полученными во время изучения разных предметов.
Формирование умений учебной и умственной деятельности требует целенаправленной общей работы учителей разных предметов, поскольку много из них (умение анализировать, сравнивать, выделять главное, работать со словарем, текстом, умение конспектировать, составлять план, реферат и т. д.) не является прерогативой одного предмета, а принадлежит к межпредметным умениям. По времени осуществления различают связи:
- Предыдущие, когда в процессе используют материал, уже известный ученикам с предыдущих уроков.
- Сопутствующие, когда во время рассмотрения первого вопроса используют материал из параллельного предмета, который изучается в тот самый период.
- Перспективные, когда для пояснения положения или факта необходимы знания, которые ученики еще приобретут в будущем.
Для успешного осуществления межпредметных связей учитель должен четко осознавать, с какой целью устанавливается определенная связь и в какой форме это будет сделано.
Межпредметные связи осуществляются с целью:
- Глубокого понимания учебного материала. Межпредметный материал желательно использовать в виде иллюстраций определенного лит явления или факта, обоснование выводов, создание проблемных ситуаций.
- Систематизации и обобщения знаний. Тут данные из разных дисциплин используются как база для повторения, выделения общих и разных признаков, для составления разного рода таблиц, схем…
- Формирования мировоззренческих выводов. Это осуществляется на широкой межпредметной основе с помощью анализа большого количества фактов, выделение в них существенного, главного, широкого обобщения.
- Формирования в учеников умения использовать знание данного предмета во время изучения других предметов и в процессе практической деятельности.
- Развития в учеников интереса к изучению предмета. Этому способствует систематическая постановка проблемных вопросов.
- Воспитании обобщенных умений и навыков, т.е. таких, которые используются во время изучения не одного, а нескольких учебных предметов.
Межпредметные связи должны органично вытекать из содержания учебного материала, не разрушать его структуры, логики изложения и подчиняться достижению определенных учебно-воспитательных целей.
Реализация межпредметных связей помогает сделать разнообразными методы и организационные формы обучения с целью активации мышления учеников.
Важными условиями осуществления межпредметных связей явл творческий диалог учителя и учеников, самостоятельная поисковая работа последних во время подготовки к уроку (подготовка сообщений о картине, истории написания муз произведений…).