Общая характеристика литературы эпохи Возрождения

Начиная с четырнадцатого столетия итальянские художники и поэты обратили свой взор к античному наследию и попытались возродить в своем искусстве облик прекрасного гармонически развитого человека.

В числе первых, кто взял за образец произведения древних греков и римлян, были Джотто и Данте, а затем поэт Франческо Петрарка и новеллист Джованни Боккаччо. Первоначально термином Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance) обозначали культурно-исторический этап с которого началось изучение античного искусства и

литературы, воспринятых как идеальное воплощение внешнего облика и внутренней духовной жизни человека.

Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия. Поэтому все деятели эпохи Возрождения могут быть названы гуманистами, призванными защищать и прославлять личность от посягательств духовных и светских властей на право человека развивать свои способности и таланты. Выдающийся итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) посвящал свои трактаты прославлению человеческого достоинства.

justify;">Переход от средневековья к гуманизму не был скорым и повсеместным. Начало гуманистическому движению было положено в Италии. Это объясняется тем, что на Аппенинском полуострове более всего сохранилось памятников античности. К тому же Италия была самой развитой страной средневековья. В искусствоведении принята следующая периодизация Ренессанса: Дученто (XIII в.) проторенессанс; Треченто (XIV в.) продолжение проторенессанса; Кватроченто (XV в.) ранний Ренессанс; Чинквеченто первая половина XVI в. — высокий Ренессанс.

Эпохе Возрождения человечество обязано возникновением романа. На смену средневековому рыцарскому роману с его немыслимой фантастикой приходит изображение реальности, пропущенной сквозь призму иллюзий и фантазий. «Дон Кихот» Сервантеса первый реалист роман, воплотивший эпос частной жизни на широком фоне объект действительности.

В романе героем выступает отдельный человек, биография которого неразрывно связана с историей, формирующей его личностное сознание. Новелла и роман в эпоху Возрождения тесно между собой взаимодействуют: циклы новелл объединенных одним героем, способствовали формированию романного жанра, а в текст романа включались нередко вставные новеллы.

В эпоху Возрождения предстояло заново возникнуть драматическим жанрам. В ренессансной драматургии конфликтом становятся взаимоотношения героя с окружающим миром и самим собой («Гамлет» Шекспира).

Возрождение в Европе

Ренессанс в Италии

Джованни Боккаччо (1313-1375) при жизни не завоевал у своих современников того признания какое он получил впоследствии. Автор «Декамерона» вошел в историю мировой литературы, как создатель жанра новеллы. В ряде юношеских произведений будущий новеллист осваивает уже сложившиеся жанры античности и средневековья.

Так, поэма «Амето» (1342), рассказывающая о встрече пастуха Амето с двенадцатью нимфами, которые олицетворяют человеческие добродетели, представляет собой пастораль. «Элегия мадонны Фьяметы» (1345) тяготеет к жанру исповеди. Это грустное повествование о судьбе покинутой женщины. Характерно, что уже в ранних произведениях Боккаччо избирает любовные сюжеты, а в их трактовке следует традициям Овидия и куртуазных поэтов. «Декамерон» (1348-1353) — по-гречески — десятидневник.

Семь флорентийских красивых девушек и трое благовоспитанных юношей укрываются на загородной вилле от эпидемии чумы. Они проводят в уединении десять дней. Каждый рассказывает ежедневно по одной забавной, трогательной или поучительной истории. Всего в «Декамероне» получилось сто новелл. Автор берет на себя роль беспристрастного повествователя. Сами же рассказчики являют собой идеальные натуры, они лишены характерности, а само их времяпрепровождение — утопия в хаосе смерти.

Сюжеты «Декамерона», действительно, не всегда принадлежат Боккаччо. Он брал их из анонимных источников — восточных легенд, сказок, анекдотов, но переносил в современную Италию. Новелла — рассказ о каком- то неслыханном происшествии.

Возрождение во Франции

Портрет короля Франсиска I (1515-1547), написанный придворным живописцем Жаном Клуэ, изображает человека могучего и жизнелюбивого. Портрет не велик по размерам, кажется, что этому сильному и уверенному в себе человеку тесно в рамках картины.

Его сестра Маргарита Наваррская (1492-1549) рассказала в некоторых новеллах своего «Гептамерона» об амурных похождениях венценосного сластолюбца. Франсиск I, побывавший в Италии был наделен поистине ренессансным характером и в начале своего правления охотно покровительствовал движению гуманистов. При нем был открыт в противовес схоластической Сорбонне Французский коллеж (College de France), в котором изучали латынь и древнегреческий. Возглавил коллеж знаток античности видный ученый Гильом Бюде.

Франсуа Рабле. Будущий писатель родился в семье адвоката на юге Франции в провинции Турень. Солнечный благодатный край виноградников он сделал местом действия первых двух частей своей книги «Гаргантюа и Пантагрюэль». Франсуа Рабле был монахом, но монахом особого рода — ученым, философом и врачом. Он изучал медицину в университете в Монпелье, одним из первых рискнул анатомировать трупы, что запрещалось церковью.

Молодого врача пригласил в качестве личного лекаря епископ Парижский Жан дю Белле. Вместе с ним он побывал в Италии, ренессансная культура которой оказала на писателя благотворное влияние. В 1532 г. на ярмарке в Лионе Рабле купил лубочную народную книжицу «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа».

Безымянные авторы потешались над рыцарями, которые из отважных воинов превратились в обжор и пьяниц. Француз Рабле явился одним из создателей языка французской прозы. «Гаргантюа и Пантагрюэль» — это еще не роман, но в тексте Рабле содержатся истоки нескольких разновидностей роман жанра. Рассказывая о том, как воспитывался Гаргантюа мудрым учителем-гуманистом, Свобода — самое любимое слово Рабле.

Человек рождается свободным, чтобы жить свободно. Автору кажется, что призрак свободы возник на руинах феодализма. Но он опережает время, выдавая желаемое за реальность. Самой свободомыслящей личностью в романе является Панург. Панург воплощает свободу, всего на свете, игнорируя отжившие моральные правила. Он свободен как деревенский парень, сбежавший от своих хозяев в город. С появлением Панурга повествование устремляется в новое жанровое русло — путевой эпос.

Поэзия Пьера де Ронсара (1524 — 1584) завершает период Ренессанса во Франции. Ронсар был патриотом Франции, отечество и героев своей страны он прославлял в торжественных одах и гимнах. Продолжая традиции Петрарки, он воспевал любовное чувство в сонетах. Причем увлечения поэта Кассандрой, Марией и Еленой, которым он посвятил поэтические циклы, были не умозрительными, а вполне реальными отчего любовные признания звучат искренне и откровенно.

Возрождение в Германии

В Германии, Нидерландах Ренессанс сохранял готический традиции: интерес к религиозной проблематике, сатирическое осмеяние католического мира, проповедь благочестия. Гуманисты рассуждали так: богатство разделяет людей, а бедность уравнивает. Себастьян Брант (1457 или 1458-1521) — представитель раннего немецкого гуманизма.

Наиболее значительное его произведение сатирико-дидактическое «Корабль дураков» (1494), в котором критика общественных нравов сочетается с дидактикой — стремлением привить бюргерству добропорядочное поведение. Истоком сатиры явился так называемый «праздник дураков» — карнавальное действо, выворачивающее привычные нормы и представления.

Мотив дурачеств присутствует в картинах Питера Брейгеля Мужицкого (1525-1569), изображавшего «идиотизм деревенской жизни» в селениях близ Антверпена и Брюсселя. Сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости олицетворяют персонажи С. Бранта.

Каждый из них персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, бражничество, прелюбодеяние, зависть), но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости. Гуманист-сатирик собрал всю разношерстную компанию дурней, чтобы посадить их на корабль, отплывающий в Глупландию — мифическую страну дураков.

Вслед за Себастьяном Брантом традиции немецкой простонародной литературы о дураках использовал в своем сочинении наиболее значительный представитель гуманист движения Сев Европы Эразм Роттердамский (1469-1535), сатирик, философ и богослов, писавший на латыни.

Он принял монашеский сан, однако вскоре покинул монастырь. Приобрел авторитет как толкователь священных текстов и знаток античной филологии. Жил во Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии. Издал с комментариями греческий текст Нового Завета (1516), а также сочинения Аристотеля, Сенеки, Теренция.

Самым популярным произведением Эразма является его сатира «Похвала Глупости» (1509 г.). С точки зрения автора, глупость — это порок, который никогда не бывает единственным. Госпожа Глупость шествует по миру в окружении своих ближайших подруг Лести, Лени, Сластолюбия, Чревоугодия и прочих человеческих слабостей, которым автор дает древнегр имена.

Эразм в своих иронических сентенциях утверждает, что именно глупость соединяет друзей. В подтверждение этого госпожа Глупость говорит о том, что чем больше люди пьют, тем глупее становятся, а пьяный готов считать своим другом кого угодно.

Немецкие нар книги — особый вид низовой литературы, адресованной демокр читателю. Первые нар книги появились в середине XV в. в Германии в связи с изобретением.

Героями народных лубочных изданий выступали как исторические герои, будь то Александр Македонский, Карл Великий или Генрих Лев, так и вымышленные: мошенник Тиль Уленшпигель.

Возрождение в Испании

Гуманистические идеи проникают на Пиренейский полуостров на рубеже XV-XVI вв. Мигель де Сервантес (1547 — 1616) был сыном бедного лекаря, принадлежавшего к сословию идальго. Литературный дар Сервантеса проявился рано, уже в юные годы он сочинял сонеты., Последние годы жизни Сервантеса были посвящены роману, о подвигах Кихота, который создавался в условиях мучительной нужды. Первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» вышла в 1605 г., появление поддельного продолжения рассказа о приключениях рыцаря печального образа заставило автора поторопиться, и в 1615 г. читатель смог познакомиться со второй частью.

Роман задумывался Сервантесом, как пародия на рыцарский роман и рыцарство вообще, которое уже перестало играть свою роль в обществе. Что же касается рыцарских романов, которыми зачитывался сумасшедший идальго и кое-кто из его соседей и приятелей, всерьез воспринимать чародеев и злодеев могли только очень наивные люди, не сведущие в реальной жизни. Сатирический эффект повествования Сервантеса основан на полном несоответствии образов и ситуаций рыцарских романов и всему, что встречается полоумному идальго на путях и перепутьях его скитаний.

Однако Дон Кихот видит то, что хочет видеть: в скотнице Дульсинее — Прекрасную даму, в ветряных мельницах — великанов, в горной пещере — хрустальный замок. Он и по возрасту никак не соответствует идеальным героям рыцарских романов, и облачение носит вполне карнавальный характер, и ритуалы которые соблюдает деревенский кабальеро уморительны своей нелепостью.

Санчо Панса с его толстым брюхом и коротким туловищем, восседающий на осле не соответствовал представлениям о верном оруженосце. Постепенно отношение к Дон Кихоту у читателя меняется; вопреки первоначальному стремлению рассмешить читателя пародией на рыцарские романы, Сервантес заставляет задуматься, сколь трагично положение человека, устремившегося к осуществлению гуманистических идеалов. «Дон Кихот» — первый роман в европейской литературе, ибо природа жанра романа основана на том, что личность на собственном примере проверяет общечеловеческие идеалы, изучает пути и возможности их осуществления.

Альянс Дон Кихота и Санчо Пансы смешон внешним и внутренним контрастом: худющий идальго и толстяк-крестьянин, мечтатель-визионер и смышленый прагматик. Сервантес в двух нераздельно соединенных персонажах впервые показал целостность человеческого сознания, в котором уживаются два контрастных взгляда на мир. В конце концов внутри каждого живут и Дон Кихот, и Санчо Панса.

Возрождение в Англии. В английском ренессансном искусстве рубежа XVI-XVII вв. ведущая роль принадлежала театру. Уильям Шекспир (1564-1616) явился самым репертуарным драматургом. О жизни У. Шекспира сохранилось немного сведений. Он родился в Стрэтфорде-на-Эйвоне в центральной части Англии. Отец его занимался ремеслом перчаточника.

Шекспир посещал грамматическую школу, изучал латынь и греческий, историю и риторику. Драматические произведения автора при жизни редко издавались. Рукописи Шекспира не сохранились, и вследствие этого возникла гипотеза, что Шекспир — подставное лицо, а подлинным автором его произведений был кто-то из образованных аристократов, считавший для себя зазорным фигурировать в качестве драматурга.

В тв-ве Шекспира выделяются три этапа. Первый — последнее десятилетие XVI в. В этот период Шекспир обращается к разным жанрам. Он выступает как поэт. На античные сюжеты он пишет поэмы «Венера и Адонис» (1593 г) и «Лукреция» (1594 г.), посвященные графу Саутгемптону и имевшие большой успех. К первому периоду относится значительная часть комедий Шекспира: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится».

В комедиях всегда несколько любовных линий. Между влюбленными персонажами происходит состязание в остроумии, красноречии, находчивости. К первому периоду относится трагедия «Ромео и Джульетта», в которой нет еще того мрачного колорита, как в последующих трагедиях. Любовная история двух юных веронцев, полюбивших друг друга вопреки семейным распрям, разыгрывается на городской площади, на балу и во время ночного свидания. конфликт трагедии: в мире, сохраняющем средневековые пережитки, герои осмелились жить на ренессанский лад. Они опередили время и поплатились за это.

Законы времени, их власть над правителями и рядовыми людьми Шекспир раскрывает в исторических хрониках: «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V». События, хроник, в основном, ограничены хронологически рамками войны Алой и Белой роз (1455-1485).

Шекспир показывает, как на исходе кровавых междоусобиц в Англии устанавливается законная власть. В хрониках настойчиво проводится мысль, что справедливым правителем может быть только внутренне свободная личность, которая, тем не менее, во всем следует закону. Таков Генрих V. Будучи принцем он в хронике «Генрих IV» водил дружбу с Фальстафом, участвовал в кутежах и шутовских проделках.

Но унаследовав корону и трон, он не узнал «давнишнего приятеля», быть запанибрата с вольнолюбивым весельчаком ему теперь не пристало. Ко второму периоду творчества Уильяма Шекспира, ограниченному 1600-1608 гг., относятся, прежде всего, его великие трагедии: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) и др.

Шекспир не первым из английских драматургов был автором трагедии о принце датском, существует предположение, что до Шекспира трагедию «Гамлет» написал Томас Кид, но дошекспировская версия до нас не дошла. Тень отца Гамлета призывает принца к отмщению за смерть родителя.

Гамлет не сразу решается на убийство Клавдия, он стремится найти бесспорнее подтверждения случившегося, устраивая с помощью актеров испытание дяди, который попадает в ловушку, видя на сцене преступление, совершенное им в реальности.

Однако по здравому размышлению Гамлет приходит к идее бессмысленности мести. Он сознает, что месть и справедливость — это не одно и то же, так как, пролив кровь, он мир не исправит. Это парализует волю к жизни Гамлета, в знаменитом монологе «Быть или не быть?», он ставит под сомнение целесообразность самого человеческого существования в несправедливом мироустройстве. Этот монолог перекликается с 66 сонетом.

Конфликт трагедии усугубляется тем, что Гамлет находится в разладе с самим собой.. Но Гамлет в финале действует активно. Он сражается не с Лаэртом, который потерял отца, убитого Гамлетом, он сражается с миром зла без надежды на успех, и в конце концов выполняет волю отца. Убивая Клавдия, он добивается того, что в мире стало на одного злодея меньше.

В «Отелло» Шекспир основное внимание сосредоточивает на отношениях венецианского мавра и красавицы Дездемоны. Здесь снова мотив женского предательства, притом мнимого, но приведшего к непоправимой трагедии. Было бы наивно не замечать ревности Отелло, как и объяснять все случившееся его неистовой ревностью.

Третий период творчества Шекспира — 1608-1612 гг. Драматург создает такие драматические произведения как «Буря», «Цимбелин», «Зимняя сказка». В них много сказочного, фантастического. Трагический конфликт «Зимней сказки» подобен конфликту трагедии «Отелло», но обретает в финале счастливое разрешение, герои прощают друг друга. В этих пьесах ощущается примирение с жизнью, приятие бытия, каким бы драматичным оно ни было.

Творческая лаборатория учителя зарубежной литературы

Специфика урока литературы как урока искусства требует осмыслить на новом уровне основные принципы его построения. Это прежде всего принципы целостности, образности, гармоничности, диалогичности, интегративности, креативности, гуманизма. Обобщенно это можно представить следующим образом: тема занятия- образ изучаемого предмета, явления, события, произведения- смежные образы в других видах искусства и в других науках- собственный образ в воображении учителя и учащихся-образ данного предмета в целостной картине мира.

Естественно, что творческая лаборатория учителя, обращающегося к искусству в процессе подготовки к уроку, не может быть исчерпана характеристикой указанных направлений его деятельности. Она гораздо шире, сложнее, многограннее и зависит от личности, внутреннего мира, общекультурного уровня педагога. Сегодня ему предстоит вступить в диалог с традиционной методикой, найти в себе не раскрытые ранее способности к творчеству и развивать их, а также фантазию, воображение, образное мышление.

Творческая лаборатория учителя:

Изучить программу. Посмотреть формулировку темы урока.
Перечитать текст худ. произведения. Необходимо позаботиться о том, чтобы в классе были тексты.
Конспектирование литературоведческих исследований и критики по теме урока.
Оборудование урока: портрет писателя, музыка,  живопись, фотографии, скульптура, декоративно-прикладное искусство, предметы быта.
Замысел урока:
А) продумывание начала урока;

Б) стержень урока ( таблица, инсценировка, фильм и т.п.);

В) продумывание деятельности учащихся.

6. Написание конспекта урока.

План-конспект урока

Класс:8

Тема: Утверждение величия и красоты настоящей любви в трагедии  В. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Цель: сособствоать осознанию учащимся содания и идейно-худ. особенностей трагадии; организовать деятельность учащихся по работе с текстом худ. произведения; развивать навыки выразительного чтения по ролям, навыки анализы драматического произ-я, развивать умения и навыки полемического выск-я; воспитывать лучшие человеч. качества , эстетичес. Чувства и вкусы, культуры личности

Тип урока:комбинированный

Оборудование:иллюстрации к тексту,портрет Шекспира, различные издания трагедии, муз. сопровождение (увертюра из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»-Монтеки и Капулетти; увертюра П. И Чайковского «Ромео и Джульетта»

Теория литературы: трагедия, композиция драмы, конфликт

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока (запись эпиграфа на доске, одновременное прослушивание учащимися увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта»)
2. Мотивация учебной деятельности
Еще древние мудрецы утверждали, что мир держится на любви, потому что это первооснова жизни. Мы познакомились с юными влюбленными- Ромео и Джульеттою, которые несмотря на вражду родов, решили пожениться. Они рисковали всем- честью, богатсвом, любовью родителей, но сделали свой выбор, несмотря ни на что.
3. Актуализация опорных знаний (проверка наличия в тетрадях плана трагедии, составленного учащимися дома).
4. Работа с текстом драмы:
А) выразительное чтение действия 3 по ролям;
Б)прослушивание увертюры из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (Монтеки и Капулетти);
В) беседа по вопросам:
-Какие события происходят в 3 действии;
-Чем 3 действие отличается по настроению от предыдущих, почему?
-Кто из героев проявляет агрессивность, нетерпеливость к представителям чужого рода?
-Какое несчастье случилось и почему?
-Мог ли Ромео каким-то образом предупредить и предотвратить опасную ситуацию (нет, не мог, т.к. затронута его честь, и смерть друга требовала мести)
-Правильно ли рассудил князь виновников кровавой драки и выбрал для них наказание?
-Почему Джульетта хотела услышать пение соловья, а не жаворонка (сцена 5)?
-Как вы понимаете высказывание «тоска пьет кровь»?
-Почему у влюбленных возникают плохие предчувствия?
-Какие черты характеров героев раскрываются в этом действии?
-Как вы относитесь к потупкам героев- участие в драке, тайное венчание и встречи украдкой в тайне от родителей с риском для жизни?
5. По аналогии обсуждение действия 4: комментирование чтение; беседа по вопросам:

-В чем Джульетта видит свое спасение, откуда черпает силу, смелость и решительность?

-Как вы оцениваете решительность Джульетты относительно своей жизни?

6. Комментированное чтение д. 5, беседа по вопросам:

-Как князь оценил смерть двух влюбленных? ( найти цитату из текста)

-Как вы считаете, почему это произведение называют «светлой», иногда «оптимистической»        трагедией. Согласны ли вы с такими орпеделениями?

7. Подача литературоведческого материала: ребята записывают под диктовку учителя основные определения-трагедия, конфликт,композиция, композиция драмы.

8. Работа с учащимися в группах. Задания:

1 группа-определить композ. Элементы трагедии-лирические отступления, описания, вводные эпизоды;

2 группа- опр. круг проблем, кот. поднимаются в трагедии (феод. Вражда, проблема отцов и детей, семейн. Жизнь, проблема выбора добра или зла;

3 группа- опр. черты новаторства Шекспира (совмещение трагического и комического; осуждение феод. Раздробленности; вражда родов; ограничение действий пьесы 5 днями — с воскресенья до , титанизм человека эпохи Ренессанса).

9. Учащиеся выступают с докладами о проделанной работе.

10. Подведение итогов урока, оценочная деят-ть учителя.

11. Дом. Задание:

-выписать цитаты из текста, к характеристикам образов Ромео и Джульетты (потверждающих наличие определенной черты характера)

-придумать финал драмы, если бы план Лоренцо (монаха) осуществился-творческое задание по желанию.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)