Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»


Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полностью сохранившихся до нашего времени, как и ряд других поэм, не сохранившихся, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.

Каждая из двух поэм берет лишь небольшие эпизоды из большого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора.

Война – основная стихия героев «Илиады», причем битва изображается чаще не в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев, отличающихся исключительной силой, искусством и храбростью. Среди всех таких единоборств особенно важное значение имеет поединок Ахилла с Гектором. Во многих местах «Илиады» описываются подвиги отдельных героев: Диомеда, Агамемнона, Менелая. Но самым замечательным подвигом является победа Ахилла над Гектором. В лице Ахилла, таким образом, воплощен идеал военной доблести.

Кроме того, воитель хочет знать, с кем он имеет дело. Иногда единоборство происходит при особых условиях: чтобы обеспечить свободу борцам и невмешательство посторонних, заключается перемирие, освящаемое клятвами и жертвоприношениями. В данной поэме победитель спешит снять с убитого доспехи и завладеть его


трупом, чтобы получить с родственников богатый выкуп за тело убитого, так как, по представлениям древних, остаться после смерти без погребения было величайшим несчастьем. Только особая ненависть к врагу может заставить победителя отказаться от соблюдения этого обычая, как хотел сначала сделать Ахилл по отношению к Гектору, мстя ему за убийство Патрокла.

Живя в обстановке войны и убийств, поэт с выразительным реализмом изображает смерти и предсмертных конвульсий: умирающий, упав на землю, судорожно хватает ее зубами. Также ярко изображаются жестокость и насилие победителей.

В «Илиаде» поэт редко отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта. Тем более ярким контрастом является наполненная глубоким чувством сцена свидания Гектора с Андромахой, исключения составляют также описания пиров и жертвоприношений. Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, несмотря на идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи – ее герои.

Главные образы.

Центральной фигурой «Илиады» является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. «Ахилл – это поэтическая апофеоза героической Греции», – так характеризует его Белинский. Ахилл – цельная и благородная натура, олицетворяющая собою ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Долг для него превыше всего: ради мести за смерть друга он готов пожертвовать собственной смертью. Он чужд хитрости и двоедушия.

Из – за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Оскорбленный Агамемноном, он готов убить его на месте. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого – то демона – истребителя; он заваливает их трупами русло реки Ксанфа и бьется с самим богом этой реки. Наконец, интересно видеть, как этот суровый, полный гнева воитель смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына и напоминавшего так живо о его собственном отце.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора – представитель враждебного народа, к которому нельзя относится как к соплеменнику, однако Гомер изображает Гектора с большой симпатией. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Не мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем выше всего.

Микенский царь Агамемнон, старший из Артридов, является предводителем всего похода и называется «владыкой мужей» или «пастырем народов». Менелай – спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены – главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами. Оба они злоупотребляют своим высоким положением, особенно Агамемнон. Его эгоизм и своекорыстие послужили причиной гнева Ахилла.

Менелай, как главное заинтересованное лицо, за честь которого сражаются ахейцы, должен был бы занимать в «Илиаде» главное месть. Но на деле он оказывается неподходящим для этого, и его место занимает Агамемнон. В поединке с Парисом он дает выход накопившейся у него злобе против своего обидчика. Но в общем, как воин, он заметно уступает другим героям. Значительная роль выпадает на его долю только при спасении тела Патрокла.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора – вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления.

Аякс – сын Теламона, превосходит храбростью и силой всех, кроме Ахилла.

Привлекает общую любовь Патрокл, ближайший друг Ахилла, воспитанный с ним вместе в доме Пелея. Совершая подвиги, он увлекся мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора.

Большую роль играет и похититель Елены Парис – Александр, выведенный как тип изнеженного женолюбца. Парис живет в роскоши, блистает красотой одеяния. Он использует силу и самопожертвование троянцев и союзников и упорствует в нежелании возвратить Елену Менелаю, хотя и готов щедро расплатится за нее своими сокровищами.

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну – Гектору. От имени всего народа он совершает жертвоприношение богам. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно. Но несчастье преследует его, и почти все сыновья его гибнут от руки Ахилла.

В поэме мы встречаем и ряд женских образов. Бросается в глаза, что гомеровские женщины менее связаны условностями жизни, чем их позднейшие преемницы. Перед нами проходят: супруга Гектора Андромаха, мать его Гекуба, Елена и пленница Ахидда Брисеида.

Андромаха – верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого скоропостижно умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. Простившись с ним, она в доме с рабынями уже оплакивает его, как мертвого. Заслышав вопли на стене, она бежит, чтобы узнать скорее, что случилось, и вдруг видит, как Ахилл волочит по полю тело Гектора; она лишается чувств и падает на руки сопровождавших её женщин.

Пути анализа художественного произведения в школе

Выяснение читательского восприятия, в каких бы формах оно ни проходило, необходимо учителю, чтобы определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста. Вместе с тем выяснение читательских реакций создает известную ориентацию учеников, вызывает у них потребность анализа.

Пути анализа художественного произведения.

«Вслед за автором»: анализ произведения по ходу чтения , по ходу развития событий;

«По образный»:предметом обсуждения является характеристика того или иного образа;

«Целостный»: анализ текста в единстве формы и содержания;

«Компаративный»: сравнения, сопоставления произведений одного и того же автора или разных авторов на одну и ту же тему или решение одной и той же проблемы в разных произведениях.

На уроке в чистом виде не один из этих путей анализа не используется, они используются вместе.

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Компоненты которые существенны для эпического рода:

  • 1. Тема, проблематика, сюжет(рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность).
  • 2. Образы героев(знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).
  • 3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.

При анализе эпического произведения возникают такие трудности как: понимание текста, проблема чтения, нежелание читать. Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут находится не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе недостижима. Поэтому, не стремясь все проходить с одинаковой мерой глубины, важно в каждом случае искать новые линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно – художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...


Любовная лирика осипа мандельштама.
Сейчас вы читаете: Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»