Жанр новеллы в мировой литературе 19 – 20 вв

Оригинальность По как новелиста выступает в блистательном их построении (которое с первых строк и до конца как бы замыкает читателя в неповторимой атмосфере каждого  рассказа), в сочетании скульптурной рельефности с живописью образов.

Устоявшаяся репутация По как автора «страшных» рассказов мало соответствует на первый взгляд важной роли комического начала в его творчестве. Диапазон оттенков смеха в (новеллах огромен: от шутливо бурлескных сцен («Черт на ко­локольне»)   до  язвительного  сарказма  

(«Деловой  человек») и протеска («Король Чума»). В некоторых новеллах своеобразие стиля По определяется сочетанием вызывающих ужас тем и фигур с сардониче­ским тоном описания.

Но изображение самых нелепых или гротескных ситуаций не становится зубоскальством. Как правило, это сатирические аллегории, метящие во влиятельные политические группировки, в вы­сокочтимые буржуазией добродетели или в пеструю компанию псевдо­ученых и лжелитераторов. Своей притягательностью проза По в ог­ромной мере обязана его поэтическому языку – необычайно эмоцио­нальному, лексически богатому и в то же время

расчетливо точному. Интонационно-ритмический уровень организации его повествования на­столько высок, что исследователи имеют основание называть некоторые его рассказы «стихотворениями в прозе».

Значительную часть рассказов По справедливо именовали «психо­логическими» («Падение дома Ашеров», «Бочонок Амонтильядо», «Ко­лодец и маятник», «Черный кот», «Уильям Уилсон», «Сердце — обли­читель», «Бес противоречия» и др.). Они повествуют о человеческих страстях, страданиях и аномалиях душевной жизни. Недаром их иног­да называют «страшными». Сюжеты некоторых из них могут в какой-то мере казаться правдоподобными; в них ощущается лишь некоторое преувеличение, сгущение красок («Черный кот», «Колодец и маятник», «Бочонок Амонтильядо»).

В сюжетах других отчетливо выступают эле­менты сверхъестественного («Лигейя», «Факты в деле мистера Вальде-мара» и др.). Однако и первые, и вторые при чтении могут вызвать чув­ство ужаса. Этому служат фабула, специфическая интонация, досто­верность в изображении пугающих явлений. Воссозданный в новеллах мир страшен не только переполняющими его страданиями и болезнен­ными страстями, но и холодом своей изолированности.

Это впечатле­ние создается строгой ограниченностью “”места Действия и предельно ма­лым числом персонажей; практически отсутствует «фон» действия; ес­ли же перед читателем возникает природный ландшафт, то он оказы­вается принадлежностью замкнутой «клеточки» жизни, а не вторже­нием окружающего мира.

Своеобразной клеткой, изолирующей героя, может стать необыч­ная ситуация, но чаще необычное состояние души: доходящая до безу­мия мстительность, беспричинная ненависть, одержимость любовью и т. п. Из-за подобной изолированности особенно рельефно выступает индивидуальность персонажа.

Благодаря яркой фантазии По его новеллы отличались причудли­востью сюжетов, неожиданностью развязок. Фабула в его «психологи­ческих» рассказах окрашена, как правило, в зловещие тона: утрата близких, развитие душевных аномалий, злодейские преступления. Иног­да ето объясняли влиянием традиции: «готическая» литература Европы и романы Ч. Б. Брауна изобиловали описаниями жестокости и взры­вов страстей.

Впрочем, По-новеллист мог учитывать и вкусы публики; читателей, несомненно, можно было привлечь сенсационным сюжетом, и у нищего писателя не было иной дороги в литературные журналы; не утонченная поэзия, а фантастические рассказы о необыкновенных приключениях привлекли к нему внимание. Однако своеобразие его но­велл не могло быть лишь результатом расчета: оно отражало миро­ощущение художника, его представление об истинных отношениях че­ловека и мира.

Человек в новеллах По одинок, беспомощен, как бы вырван из обычных человеческих связей, из естественного процесса жизни. Персо­нажи новелл не принимают в расчет интересы, желания, саму жизнь ок­ружающих. Родственники или друзья героя часто выступают в роли пассивных свидетелей его страданий, его врагов или жертв.

Основные требования к составлению конспекта урока литературы

Дата

  1. Тема урока: автор, название произведения, класс, формулировка темы в соответствии с программой.(учитель имеет право на изменения в теме).
  2. Цель. Триединая: обучающая(биография писателя, ист созд-я, замысел, сюжет, система образов, художественные особенности; формирование навыков анализа текста в единстве формы и содержания; сведения по теории лит), развивающая (развитие восприятия, логического, образного мышления, памяти, внимания, умений самостоятельно работать, творческие способности, эстетический вкус), воспитательная (воспитание уважения к чужой точке зрения, дух. культ., нравственных качеств, общечеловеческих ценностей и идеалов; воспит-е  трудовое, патриотическое, гражданское, эстетическое, нравственное).
  3. Тип урока
  4. Оборудование
  5. Ход урока (структура зависит от типа).
    1. На иболее распространенным типом урока явл. комбинированный, но совр методика стремится к разнообр-ю  типов урока, а комбин-й явл. традиционным.

Этапы урока:

  • 1. Проверка ЗУН уч.

Работа с учебником.

Вопрос к учащемся по проверке знания сюжета произв.

На этом этапе необходимо актуализ-ть знания, кот нужны будут для усвоения новой темы (до 15 мин)

  • 2. Усвоение новых ЗУН (изуч нового материала) 25-30 мин.

Слово учителя об исторической эпохе, ист. созд-я произв-я.

Выступление учащихся.

Работа с текстом по вопросам.

  • 3. Подведение итогов урока (обобщение и систематизация знаний уч-ся). Вопросы к уч-ся по обобщению материала. (Не более 3 мин)
  • 4. Оценка знаний уч-ся, д/з.

должен произв-ся до звонка;

оценка д-на быть аргументир-й;

д. быть дан инструктаж  к д/з;

д/з должно включать то, что нужно закрепить на этом уроке и чтение того, что будет изуч-ся на след. Ур.

Цель урока, Чехов «Хамилион»:

Ознакомить учащихся с творческим и жизненным путем А.П. Чехова, замыслом, ист. создания рассказа, системой образов, худ. особенностями, объяснить влияние названия рассказа на идейное содержание произведения, рассмотреть название как составную часть композиции произв-я.

Развивать образное мышление, умение самостоятельно работать над текстом произв-я, выбирая определенные цитаты для образной хар-ки персонажей, умение выраз-го чтения текста и его пересказа близко к тексту, творч. спос-ти.

Воспитать уважение к людям любой профессии и сословия, чувсво личного достоинства, общечел-е ценности и идеалы, призрение к лицемерию.




Пожар художественные средства распутин.
Сейчас вы читаете: Жанр новеллы в мировой литературе 19 – 20 вв