Жанр новеллы в мировой литературе 19 — 20 вв
Оригинальность По как новелиста выступает в блистательном их построении (которое с первых строк и до конца как бы замыкает читателя в неповторимой атмосфере каждого рассказа), в сочетании скульптурной рельефности с живописью образов.
Устоявшаяся репутация По как автора «страшных» рассказов мало соответствует на первый взгляд важной роли комического начала в его творчестве. Диапазон оттенков смеха в (новеллах огромен: от шутливо бурлескных сцен («Черт на колокольне») до язвительного сарказма
Но изображение самых нелепых или гротескных ситуаций не становится зубоскальством. Как правило, это сатирические аллегории, метящие во влиятельные политические группировки, в высокочтимые буржуазией добродетели или в пеструю компанию псевдоученых и лжелитераторов. Своей притягательностью проза По в огромной мере обязана его поэтическому языку — необычайно эмоциональному, лексически богатому и в то же время
Значительную часть рассказов По справедливо именовали «психологическими» («Падение дома Ашеров», «Бочонок Амонтильядо», «Колодец и маятник», «Черный кот», «Уильям Уилсон», «Сердце — обличитель», «Бес противоречия» и др.). Они повествуют о человеческих страстях, страданиях и аномалиях душевной жизни. Недаром их иногда называют «страшными». Сюжеты некоторых из них могут в какой-то мере казаться правдоподобными; в них ощущается лишь некоторое преувеличение, сгущение красок («Черный кот», «Колодец и маятник», «Бочонок Амонтильядо»).
В сюжетах других отчетливо выступают элементы сверхъестественного («Лигейя», «Факты в деле мистера Вальде-мара» и др.). Однако и первые, и вторые при чтении могут вызвать чувство ужаса. Этому служат фабула, специфическая интонация, достоверность в изображении пугающих явлений. Воссозданный в новеллах мир страшен не только переполняющими его страданиями и болезненными страстями, но и холодом своей изолированности.
Это впечатление создается строгой ограниченностью «»места Действия и предельно малым числом персонажей; практически отсутствует «фон» действия; если же перед читателем возникает природный ландшафт, то он оказывается принадлежностью замкнутой «клеточки» жизни, а не вторжением окружающего мира.
Своеобразной клеткой, изолирующей героя, может стать необычная ситуация, но чаще необычное состояние души: доходящая до безумия мстительность, беспричинная ненависть, одержимость любовью и т. п. Из-за подобной изолированности особенно рельефно выступает индивидуальность персонажа.
Благодаря яркой фантазии По его новеллы отличались причудливостью сюжетов, неожиданностью развязок. Фабула в его «психологических» рассказах окрашена, как правило, в зловещие тона: утрата близких, развитие душевных аномалий, злодейские преступления. Иногда ето объясняли влиянием традиции: «готическая» литература Европы и романы Ч. Б. Брауна изобиловали описаниями жестокости и взрывов страстей.
Впрочем, По-новеллист мог учитывать и вкусы публики; читателей, несомненно, можно было привлечь сенсационным сюжетом, и у нищего писателя не было иной дороги в литературные журналы; не утонченная поэзия, а фантастические рассказы о необыкновенных приключениях привлекли к нему внимание. Однако своеобразие его новелл не могло быть лишь результатом расчета: оно отражало мироощущение художника, его представление об истинных отношениях человека и мира.
Человек в новеллах По одинок, беспомощен, как бы вырван из обычных человеческих связей, из естественного процесса жизни. Персонажи новелл не принимают в расчет интересы, желания, саму жизнь окружающих. Родственники или друзья героя часто выступают в роли пассивных свидетелей его страданий, его врагов или жертв.
Основные требования к составлению конспекта урока литературы
Дата
- Тема урока: автор, название произведения, класс, формулировка темы в соответствии с программой.(учитель имеет право на изменения в теме).
- Цель. Триединая: обучающая(биография писателя, ист созд-я, замысел, сюжет, система образов, художественные особенности; формирование навыков анализа текста в единстве формы и содержания; сведения по теории лит), развивающая (развитие восприятия, логического, образного мышления, памяти, внимания, умений самостоятельно работать, творческие способности, эстетический вкус), воспитательная (воспитание уважения к чужой точке зрения, дух. культ., нравственных качеств, общечеловеческих ценностей и идеалов; воспит-е трудовое, патриотическое, гражданское, эстетическое, нравственное).
- Тип урока
- Оборудование
- Ход урока (структура зависит от типа).
- На иболее распространенным типом урока явл. комбинированный, но совр методика стремится к разнообр-ю типов урока, а комбин-й явл. традиционным.
Этапы урока:
- 1. Проверка ЗУН уч.
Работа с учебником.
Вопрос к учащемся по проверке знания сюжета произв.
На этом этапе необходимо актуализ-ть знания, кот нужны будут для усвоения новой темы (до 15 мин)
- 2. Усвоение новых ЗУН (изуч нового материала) 25-30 мин.
Слово учителя об исторической эпохе, ист. созд-я произв-я.
Выступление учащихся.
Работа с текстом по вопросам.
- 3. Подведение итогов урока (обобщение и систематизация знаний уч-ся). Вопросы к уч-ся по обобщению материала. (Не более 3 мин)
- 4. Оценка знаний уч-ся, д/з.
должен произв-ся до звонка;
оценка д-на быть аргументир-й;
д. быть дан инструктаж к д/з;
д/з должно включать то, что нужно закрепить на этом уроке и чтение того, что будет изуч-ся на след. Ур.
Цель урока, Чехов «Хамилион»:
Ознакомить учащихся с творческим и жизненным путем А.П. Чехова, замыслом, ист. создания рассказа, системой образов, худ. особенностями, объяснить влияние названия рассказа на идейное содержание произведения, рассмотреть название как составную часть композиции произв-я.
Развивать образное мышление, умение самостоятельно работать над текстом произв-я, выбирая определенные цитаты для образной хар-ки персонажей, умение выраз-го чтения текста и его пересказа близко к тексту, творч. спос-ти.
Воспитать уважение к людям любой профессии и сословия, чувсво личного достоинства, общечел-е ценности и идеалы, призрение к лицемерию.