Общая характеристика литературы XVII века
Общая характеристика литературы XVII века: эстетические системы и их представители (подробное рассмотрение творчества одного из них). Италия. Перемещение новых торговых путей губительно сказалось на внутренней экономике Италии.
В XVII Италия, подвергшаяся ряду губительных походов интервентов, обнищала, культура её оскудела. Феодально-католическая реакция торжествует в Италии свою победу. Страна как бы обратилась вспять, и даже укрепившаяся было буржуазия оставляет свои позиции, уступая дворянству. Причиной
Германия. Примерно такое же превращение претерпела Германия, на экон., полит. и культ. жизнь к-рой губит образом повлияла опустошительная 30-летняя война.
Испания. Среди западноевроп. стран на короткий период вырвалась Испания. Захватив большие замор. Колонии, выкачивая из новооткр. Америки золото, она быстро разбогатела и превратилась в 17 ст. в могущественную страну. Но это длилось недолго. Приток золота из Америки прекратился, а внутр. хоз. жизнь, собств. пр-во успело совершенно
Франция. 17 в. В лит. жизни Зап. Европы — век Франции. В 17 в. Франция добилась известной полит. Стабилизации. В стране установилась абсолютистская сословно-монархич. гос-ность. Совершившиеся нац. объединение Франции дало свои плоды. Широко развивается к-ра (Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Паскаль, Ларошфуко, Лабрюйер и др.).
Англия. События в общ. жизни Англии в 17 в. Открывают новую стр. в истории чел-ва.. Англ. бурж. рев-ция, свершившаяся в сер. века, знаменует конец феод. системы общ. отношений и начало бурж., кап. системы. Англ. худ. лит-ра: Мильтон — поэмы «Потерянный рай», «Возвращённый рай» и драмы «Самсон-борец».
Лит-ра стран Зап., Центр., Юж. Европы 17 ст. отразила победы и поражения чел. мысли, обусловленные истор. причинами. Она запечатлела радости и страдания, думы и мечты народов.
В лит-ре 17 в. Отчётливо выделяются 3 худ. направления: ренессансный реализм, несущий традиции гуманистов Возрождения; классицизм и барокко. Каждое из этих направлений имело свою эстет. программу, резко очерченную и выражающую в отчёт. форме худ. своеобразие, присущее всему направлению.
Особое место в общеевроп. к-ре 17в. заняло иск-во барокко. Кровавые события борьбы феодализма и кап-ма производили впечатление страшного фатума, преследующего чел-во. Внутр. сущ-во барокко — в трагич. надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях м-у мировоззрением Возрождения, от к-рого не могли отказаться, и мировоззрением возрождаемого ср.-век. хр-ва с его мрач. аскетич. идеей. «Освобождённый Иерусалим» Тассо — классич. пример, иллюстрирующий трагич. попытку соединить вечно враждующие и непримиримые идеи — идею наслаждения и идею хр. аскезы.
Законч. форму иск-во барокко обрело в 17в. Пессимизм, отчаяние овладели умами и облеклись в своеобраз. эстет. формы иск-ва. Поэтов, худ-ков, скульпторов стали привлекать к себе темы кошмара и ужаса.
Второе лит. течение, получившее в 17 в. широкое распространение, — классицизм, родилось в универ. кругах и несло в себе следы книжности. Родиной его была Италия. Классицизм возник вместе с возрожд. антич. театром и первоначально мыслился как прямое противопоставление «варварской» ср.-век. драматургии. Поэтому более яркое воплощение классицизм получил прежде всего в драматургии. Гуманисты эпохи Возрождения отвергли ср.-век. драму. Они решили умозрительно, без всякого учёта своеобразия эпох и народов, возродить трагедию Еврипида и Сенеки, комедию Плавта и Теренция. Они были и первыми теоретиками классицизма (Ю. Скалигер. «Поэтика», 1561).
Третье направление в лит-ре 17 в. — ренессансный реализм — продолжил дем. традиции гуманистов Возрождения. Яркий представитель этого лит. направления Лопе де Вега противопоставил унынию, пессимизму, отчаянию поэтов барочного направления неиссякаемую оптимистич. энергию своих великолеп. комедий, полных солнца и жизненных сил.
Писатели, развивающие реалистическую трагедию, насмешливо издевались над изысками маринистов, гонгористов, прециозников, над их «метафорами и варварскими антитезами»; они указывали при этом на простой народ.
Жан Расин (1639 — 1699) -представитель французского классицизма. В трагедиях «Британик» (1669), «Береника» (1670), «Митридат» (1679), «Федра» (1677) — конфликт между монархическим деспотизмом и его жертвами, необходимость следовать требованиям нравственного долга, противоборство страстей в человеческой душе. Сюжеты его трагедий также заимствованы из истории. Они выводят на сцену королей и принцесс. Трагическое действие развёртывается со строгой последовательностью в пределах одного места и одного дня. Тон неизменно благородный. Однако в эпоху трагедий Расина зрителей больше привлекают волнующие картины страстей, борьба любви и ревности, душевные переживания. Их не только не интересуют уже события политической жизни, они не верят больше в героизм.
Одновременно и само понимание трагедии коренным образом изменилось. Никто не стремится более возбуждать у зрителя чувства восторга и восхищения. Трагедия должна волновать картиной страстей, поработивших и терзающих душу, видом несчастных, которые не в силах подавить в себе чувств, которых они стыдятся, или не могут сделать выбор между двумя противоборствующими страстями и уступают, в конце концов, силам, которых не могут победить.
Первоначально трагедия называлась «Федра и Ипполит». Под таким названием она и была в первый раз показана зрителям 1 января 1677 года. Постановка имела большой успех. Новая трагедия вызвала целую кампанию клеветы со стороны противников Расина. Они заявляли о безнравственности трагедии и даже сумели достать текст пьесы и вручить его Прадону, чтобы он воспользовался им и написал ещё одну трагедию на тот же сюжет. Пьесу Прадона зрители увидели 3 января 1677 года. Но его Федра была значительно бледнее, бесцветнее Федры Расина. Нескольких дней оказалось достаточно, чтобы публика поняла, насколько неравны достоинства обеих пьес. Трагедия Расина посрамила жалкое творение Прадона.
На создание «Федры» Расина вдохновили «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки. Однако Расин внёс в историю Федры и Ипполита серьёзную эстетическую проблематику и, отодвинув образ Ипполита на второй план, по-новому раскрыл характер Федры, показав трагическое столкновение в её душе рационалист нравственных побуждений с тёмными, необузданными страстями.
Создавая «Федру», Расин воскресил античную идею Рока. Он изображал жизнь, раздавленную сверхъестественными силами, жертву одновременно пассивную и сознающую всю бесполезность борьбы против жестокой воли богов, всю невозможность предотвратить свою гибель. Однако было бы неверно и несправедливо истолковывать этот возврат к греческой трагедии как искусственную попытку поэта-гуманиста подняться к истокам истории и воскресить мёртвую литературу. Расин нашёл у древних то подлинно трагическое, ту порабощающую власть страсти и беспомощность сердца, которые современные люди находили и у себя. А между богословским учением о Благодати и Предопределении и античной идеей Рока он видел глубокое сходство. Проклятие, которое тяготеет над родом Миноса и Пасифаи — это то же проклятие, что отягчает род человеческий со времён первого грехопадения.
Итак, Расин воскрешает в «Федре» чувство трагического. Заставляя судьбу вмешиваться в ход событий и показывая крушение человеческих жизней, раздавленных таинственными силами, которые их окружают, Расин сообщает своему произведению то самое величие, которое восхищало читателей в греческой трагедии. Федра не просто влюблённая женщина, это символ человеческого протеста против рабской зависимости от своей судьбы.
Методы изучения в школе монографической и образной темы
Монографическая тема — тема, предполагающая изучение одного поэта или писателя в течение неск уроков.
Формы проведения: нестандартные уроки (Путешествие Чичикова, суд над Чичиковым).
Пример: «Дубровский» Пушкин
1 урок: биография, замысел, история создания. Жизнь и нравы русского барства. Защита чести и независимости личности.
2-й: Осуждение в повести произвола и деспотизма. Протест В. Дубровского против беззакония и несправедливости.
3-й: Разв-е речи. Подробное изложение «Забавы русского барства»
4-й: М. Троекурова и В. Дубровский. Чистота и благородство их отношений. Начальное понятие о композиции.
5-й: Критическое изображение русского барства. Судьба В. Дубровского.
6-й: Развитие речи. Обучение рассказу о лит герое (устно).Троекуров.
7-й: Развитие речи. Сочинение рассуждение «Кто из героев мне больше всего понравился?»
Обзорная тема — 1-2 урока дается на освещение большой темы, в кот включено большое кол-во авторов и их произведений.
Виды О.Т.:
1. темы, посвященные изучению опр-го периода лит-ры (хар-ка лит-ры 1-й половины 19в.)
2. посвященных изучению наиболле трудных тем теории лит-ры (классицизм)
3. обзорные темы типа «в мире писателя»
Требования:
наиболее целесообразно темы давать в виде школьной лекции. Особенности:
— материал излагает учитель, уч-ся заняты по ходу: составление планов, тезисов
— обучение конспектированию
— урок должен прерываться подготовленными выступлениями уч-ся (информация о биографии, интересные события, оценка в критике, историч. экскурс); выразительное чтение поэзии, прозы, инсценирование
— использование наглядности (иллюстрации, документы, фото, мемуарная лит-ра, выставки, картины)
— постановка проблемных вопросов, дискуссий
— организация работы со справочной лит-рой (словари толковые, литературоведческих терминов, ин. слов)
— чтение и использование критических статей
— организация работы с учебником
Уч-ль должен продумать опорную схему или конспект, позволяющий усвоить материал в сжатом виде.
Пример
Модель любого худ метода (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм) может быть представлена в виде след вопросов:
1. Каким представляется и изображается окр мир?
2. Что может помочь в познании окр мира?
3. Что явл-ся гл ценностью в этом мире?
4. Главный герой ис-ва.
5. В чем заключается осн конфликт в изображенном мире?
6. Осн чувство, с кот гл герой приходит в окр мир.
7. Худ особенности произведений
8. Доминирующие жанры в лит-ре
Согласно такой модели можно строить уроки изучения классицизма как лит направления
9-й класс
1 урок
- Погружение
- Музыка композиторов классиков (Моцарт). Что, по-вашему мнению, считается классическим, классикой? Какими чертами должна характеризоваться лит-ра?
- Классический — от лат. образцовый, нормированный.
- Классицизм как явление общеевропейского масштаба
- Опр-е классицизма — худ стиль и эстетич направлениев Европ. лит-ре и ис-ве 17 — н.19 вв., одной из важных черт кот. являлось обращение к образам и формам античной лит-ры и ис-ва как к эстетич эталону.
- Причины его возникновения и особо яркого разв-я во Франции (феодальная раздробленность и абсолютизм, Людовик 14 — король-солнце).
- Представители классицизма в разных странах (Фр — Расин, Корнель, Мольер; Рос — Ломоносов, Державин, Фонвизин)
- Учитель начинает заполнение таблицы вместе с уч-ся (по схеме: 1 мир рисуется как сложный, полный противоречий; 2 помочь в познании может только разум; 3 герои четко разделяются на отриц и положит.; 4 конфликт заключается в противоречиях между желаниями и личными чувствами ч-ка и чувством долга; 5-8 будут заполнены в процессе работы над произведегниями)
- Подведение итогов:
- уч-ся дают опр-е классицизма, его осн признаки;
- домашнее задание — прочитать «Мещанин во дворянстве»
Обзорные темы: вводные и обобщающие, характеристики определенного периода общественно-литературного процесса, краткие обзоры. Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступлений. Перед учителем стоит задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность. Обратимся к одному из вводных уроков в XI классе, посвященных своеобразию литературы начала XX в. В этом уроке должно соединиться известное по курсу X класса и новый материал.
В повторении известного и в знакомстве с новым материалом необходимо дать учащимся представление например о традициях русской классической литературы, которые были развиты литературой XX в.
Для краткого обзора можно выбрать следующие произведения: «Воскресение» Л. Н. Толстого, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Сон Макара» или «Огоньки» В. Г. Короленко, «Поединок» А. И. Куприна.
Углубленное проблемное повторение творчества Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, уяснение специфики творчества писателей-реалистов начала XX в. подведут учащихся к пониманию роли традиций в творчестве современных писателей.
Чтобы занятие не превратилось в мозаику, в набор фрагментов из произведений писателей, определяем единую линию изложения материала. Оформляем ее в качестве вопроса и предлагаем учащимся в начале урока: «Что из творческого наследия писателей-классиков было использовано в литературе XX в.?»
Обзорная лекция преподавателя сочетается с работой по учебнику с организацией наблюдения над стилем писателей, с совершенствованием навыков анализа литературных произведений. Сложность литературного материала и его сравнительно большой объем потребуют увеличения доли самостоятельных и индивидуальных заданий.
В лекции-беседе преподаватель подчеркивает новое качество реализма Толстого в его последнем романе «Воскресение» (1899). Учащимся известны основные особенности реализма Толстого, его психологизм и обличительный характер.
Обзорные лекции могут быть представлены: урок-лекция (наиболее распространён), урок — заочная экскурсия, лекция-беседа, урок-диалог, урок-семинар, урок-образ и т.д.