Понятие педагогического общение, его особенности, функции, виды
Педагогическое общение — взаимодействие 2-х или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией.
Структура общения: субъект, объект (к кот. адрес, информация), цель общения, значимая и понятная и субъекту и объекту, а также язык доступный для всех.
Аспекты П.О. Существует дидактическое и коммуникативное общ. Дидактическое общение — содержательная подсистема, в основе кот. лежит
Коммуникативное общение — формообразующая подсистема, кот. обслуживает дидактическое, но её главная цель — воспитательная. Пед. общение имеет внутренние и внешние стороны (реальное поведение и педагогические поступки). Функции педагогического общения: А. информационно-коммуникативная (требует: ориентировать высказывания на собеседника; выбора речевых средств и ситуаций; предвидения реакции партнеров; способность конкретизировать информацию по ходу высказывания).
3 аспекта познания ребёнка: 1. Научный (основан на психолого-педагогич. эрудиции взрослого); 2. Художественный (осн-ся на умении возвращаться в мир детства); 3. Практический (через продукты детского творчества).
С. функция взаимовлияния людей друг на друга в процессе общения;
Д. функция непосредственного общения. Умение приспосабливаться и оценивать псих и эмоц сост учеников, их возрастные особ, половые различия школьников).
Этапы пед. общения: 1. Моделирование предстоящей беседы с классом: Задача: коммуникативное прогнозирование. 2. Перевод пед. задач в сферу коммуникации.(Коммуникативная атака) Планируется вероятностное восприятие беседы. Непосредственная организация общения с классом. 3. Управление процессом пед. общения. Элементы управления: — конкретизация спланированных ранее моделей;
— управление инициативой начавшегося общения; — оперативность в достижении с классом единого «мы»;
— умение демонстрировать свою предрасположенность к доброте;
Стиль педагогического общения — индивид особенности социально-псих взаимодействия педагога и учеников. Стиль отношений характеризующий взаимодействие (учителя и учеников) в процессе воспитательной деятельности.
Выделяют 3 основных стиля отношения учителя к классу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Однако встречаются и черты отрицательного стиля отношения к детям: ситуативно-отрицательный, устойчиво-отрицательный.
3 основных стиля общ: Авторитарный (Разящие стрелы) — учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает кто с кем должен сидеть, работать, пересекает всякую инициативу учащихся. Основные формы воздействия: приказ, указание, инструкции, выговор. Демократический (Возвр бумеранг) проявляется в опоре/руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, старается подключить всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Основные способы воздействия: просьба, совет, информация. Либеральный стиль («плывущий плот») учитель старается не вмешиваться в коллектив, не проявляет активности, старается не участвовать в жизни класса.
Стили общения: (Канн-Калик, разработал 1-ю класс-ю стилей) 1. общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, идеальный стиль. 2. общение на основе дружеского расположения; 3. общение-дистанция; 4. общение-устрашение; (дистанция в крайней степени ее проявления) 5. общение-заигрывание. (свойственно молодыми учителям)
В основе 1-го стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности Увлеченность совместным творчеством — наиболее продуктивный для всех участников пед. процесса стиль общения.
2-й стиль общения тесно связан с 1-м стилем. По сути это одно из условий 1-го стиля. 3-й стиль — общение-дистанция — распространенный. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и чащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция.
4-й стиль — общение-устрашение — соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности.
5-й стиль — общение-заигрывание — проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении. (между учителем и учениками формируются фамильярные отношения)
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и моно логическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью восприятия является общение-диалог так считают Сухомлинскяй и Корчак. Общение-диалог — установление особых отношений, которые могут быть определены как духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность. Особенностью явл несводимость результатов общения к оценивани
По Рувинскому стили: «Монблан»: происходит самолюбование учителя своими познаниями.
Черты: — Учитель очень мало интересуется своими учениками и взаимоотношениями с ними. Отсутствует контакт с учениками. Происходит формализация всей системы учебно-воспитательного процесса.
А) повышение пассивности учеников; Б) полностью утрачивается познавательная инициатива в учебном процессе; В) полностью отрицается управление пед. процессом;
«Китайская стена»: барьер между учителем и учеником. Черты: Учитель ставит перед собой цель утвердить свое превосходство над учениками. Стремление к созданию ситуации подчиненности ученика. Снисходительно-повелительное отношение учеников. Равнодушие учеников к учителю.
«Локатор»: отношение и общение учителя с учениками сугубо избирательные.
«Робот»: авторитарный стиль, для учителя главным является план или идеал, он не обращает внимание на изменившиеся обстоятельства.
«Гамлет»: неопределенность, нерешительность человека. Черты: Учитель акцентирует свое внимание на внешние проявления общения, а не на его содержание.
«Тетерев»: учитель в процессе взаимодействия с учениками слышит и понимает только себя — изолированность учителя от учеников.
ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ «На равных» «Над»-авторитарность учителя над учениками. «Под»-учитель не владеет ситуацией.