Воспитание — это целенаправленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность, научного мировоззрения, нравственных идеалов, правил и норм отношений, привычек поведения, соответствующих требованиям общества.

Употребляется в широком и узком смыслах слова: ш (соц процесс, где становление и развитие личности происходит под воздействием совокупности всех объективных и субъективных факторов) у (воспит работа в школе, целенаправленный и огр-й процесс со стороны учителя)

Теория воспитания (ТВ) как раздел педагогичесцой науки оформилась в 19в.

Основной круг задач ТВ, в соответствии с соц запросами пед практики: — определение целей и задач совр воспитательной работы, — определение содержания методов и форм восп работы в сов русл, — разработка и внедрение в воспитательную практику совр пед технологий гуманистического восп-я, — анализ, обобщение и распространение передового пед опыта восп работы, — теоретические и практические поиски путей реформирования восп сист и преведение ее в напротиворечивое сост с соц институтами.

Воспитание — основное понятие, не имеет аналогов ни в какой др науке. Имеет разноуровневый и динамический х-р. В завис от конкр пед усл и факторов, от уровня развития теории на данном истор этапе, от ее х-ра взаимод-я с практ д-ю понятие Восп-е изменяется и наполняется новыми смысловыми оттенками.

В  широком смысле — это воздействие общества на личность. В узком — специально организованая деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей по воспитанию и образованию.

Виды по признакам: общая классификация: умственное, нравственное, физ, трудовое В

В завис от направления восп работы: гражданское, полит, интернациональное, правовое, экологическое, экономическое В. По стилю отнош м\у воспитателем и воспитанником: авторитарное, демократич, либеральное, свободное.

По институциональному признаку: семейное, школьное, внешкольное, в спец образовательных учреждениях, в исправительно-трудовых колониях. В как целостный процесс форм-я личности под влиянием систем, целенаправленных воздействий пелагога и при взаимод-и этих возд-ий с влиянием окр среды и действ-ти, процесс В-я х-ся такими особенностями: 1.целенаправленность 2. длительность (по существу — непрерывность процесса, меняется только роль и соотношение разл воспитательных факторов) 3. комплексный процесс (форм-е личности в целом) 4.отдаленность рез 5.  неодинаковость рез восп-я 6. В может наталкиваться на противоречия 7. В осущ путер освоения общ опыта, кт усваивается в общ д-ти и общ отношении ? сущность процесса В сост в том, чтобы включить личность в разнообразные виды д-ти., чтобы она овладела опытом! Деятельностный подход: лежит в основе восп процесса. В д-ти складываются отнош с др людьми ?общение   д-ть позволяет руководить процессом развития личности.

ПВ — процесс орг-и разнообразных видов д-ти, целенаправленный и сознательно орг-ный процесс социального становления личности по овладению обществ опытом. Совр научн представления о В сложились из противоречивых идей о сущности В.

justify;">Макаренко  — искал пути педцелесообразной орг-и жизнедеятельности детей. ! практ опыт ориентирован на гуманизацию В, на развитие детской самост-ти и самоупр-я.

Движущ силы В — противоречия (внеш и внутр). Пр связаны с д-ю воспитателя, кт выдвигает ряд задач, при их решении возникают Пр. Напр: м\у требованиями педагога и подготовленностью ребенка к восприятию этих требований. подготовленность м.включать запас предшествующих знаний и представлений, кт не согласуются с новыми установками?возникает стремление разобраться и определить свое отнош к этим требованиям (Пр.)

Пр связаны с внутр противоречивостью самого воспитанника, когда есть несоотв-е и несогласованность его поведения и сознания. Пр м\у внеш и внутр стремлениями воспитанников!

Внешние Пр: способны создавать не\ благоприятные усл для протекания ПВ. Напр: влияние окр среды (улицы), м\у шк и об-вом, м\у шк и семьей.

Закономерности ПВ: устойчивые, повторяющиеся. Сущ связи в ПВ, кт позволяют добиться развития личности. З-ть: 1. воспитание личности осущ путем активности самой личности. Мера ее усилий д.соот-ть мере ее возможности. 2. содерж-е д-ти личности в ПВ опр-ся на данный момент развития ее актуальными потребностями. 3. соблюдение пропорц-соотносительных усилий воспитанника и пед-воспитателя в совмест д-ти. 4. орг-ая д-ть д сопровождаться ситуацией успеха, кт д.пережить каждый воспитанник. 5. скрытый х-р В неосознанно для учеников.

Национальное воспитание в современном социокультурном пространстве Украины

Принципы педагогического воспитания: — устанавл-ся сознательно, — служат руководством к действию, помогают работать эфф-е, дают представление в целом как практически орг-ть ПВ, — соответствуют самой природе В. Принципы могут менятся в разн сист В. ПР: общественно-ценная направленность В, связь В с практикой, жизнью, гуманизация и демократизация В, личностный подход, Пр восп-я в кол-ве и ч\з него, активность личности в В, Пр сочетания уважения и требовательности к личности, Пр учета согласованности пед усилий, Пр обеспечения успеха в д-ти.

Основная цель национального воспитания определяется Нац. Гос. Программой «Освіта» (Україна 20 ст.). Этот документ определяет основ. приоритетные направления реформирования воспитания на Украине.

К ним относятся: 1. Формы национального самосознания, любви к родной земле, своему народу. 2. Обеспечение духовного единства поколений. 3. Формирование высокой речевой культуры. 4. Привитие подобающего отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов Украины. 5. Воспитание духовной культуры личности. 6. Воспитание уважения у конституции, законодательству, гос. символике У. 7. Физическое развитие детей и молодежи. 8. Худ.-эстетическая просвещенность т воспитание личности. 9. Формирование экологической культуры человека. 10. Развитие индивид. способностей и талантов. 11. Осознание взаимосвязи между идеями свободы, правами и гражданской ответственностью. 12. Формирование навыков межличностного общения и подготовка молодежи к жизни в условиях рыночных отношений. 13. Основы национального воспитания должны составлять принципы: гуманизма; демократизма; единства семьи и школы; наследования поколений.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Закономерности и принципы воспитания