Зарождение и развитие древнегреческой трагедии

На празднике «Великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом, выступали, помимо лирических хоров с обязательным в культе Диониса дифирамбом, также трагические хоры.

Античная трагедия называет первым своим поэтом Афин Эврипида и указывает на 534 г. до н.э. как на дату первой постановки трагедии во время «Великих Дионисий».

Эта трагедия отличалась двумя существенными особенностями: 1)кроме хора выступал актер, кот. делал сообщения хору, обменивался репликами с хором или с его предводителем (корифеем). Этот актер декламировал хореические или ямбические стихи; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.

Сюжеты брались из мира, но в отдельных случаях трагедии сочинялись и на современные темы. Произведения первых трагиков не сохранились и характер разработки сюжетов в ранней трагедии неизвестен, но основным содержанием трагедии служило изображение «страдания».

Интерес к проблемам «страдания» и его связи с путями человеческого поведения был порожден религиозными и этическими брожениями 6в., отражавшими становление античного рабовладельческого общества и государства, новые связи между людьми, новую фазу в отношениях общества и индивида. В орбиту новых проблем не могли не

попасть и мифы о героях, принадлежащие к основным устоям полисной жизни, и составляющих одну из важнейших частей в культурном богатстве греческого народа.

Очень важные сведения о литературном генезисе аттической трагедии сообщает Аристотель. Трагедия подверглась многим изменениям, прежде чем приняла свою окончательную форму. На более ранней ступени она имела «сатирический» характер, отличалась несложностью сюжета, шутливым стилем и обилием плясового элемента; серьезным произведением она стала лишь впоследствии. Истоком трагедии он считает импровизации «зачинателей дифирамба». Решающим моментом для возникновения аттической трагедии было перерастание «страстей» в нравственную проблему. Трагедия ставила вопросы человеческого поведения на примере судьбы мифологических героев.

Эсхил (525-456) происходил из знатного земледельческого рода. Он родился в Элевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил принимал участие в сражениях при Марафоне (490г. до н.э.) и Саламине (480г. до н.э.). Битву при Самамине он, как очевидец, описал в трагедии «Персы». Незадолго до своей смерти он направился в Сицилию. Эсхил написал не менее 80 пьес – трагедий и сатирических драм. Дошло же до нас полностью только 7 трагедий, от остальных пьес остались только отрывки.

Поражает своей сложностью круг идей, которые выдвигает в своих трагедиях Эсхил: поступательное развитие человеческой цивилизации, защита демократических порядков Афин и противопоставление их персидской деспотии, ряд религиозно-философских вопросов – боги и их владычество над миром, судьба и личность человека и т.д. в трагедиях Эсхила действуют боги, титаны, герои потрясающей душевной мощи. Они часто олицетворяют собой философские, моральные и политические идеи, и потому их характеры обрисованы несколько общо. Они монументальны и монолитны.

Творчество Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Поэт верит, что боги правят миром, но несмотря на это, люди у него не безвольные существа, подчиненные богам. У Эсхила человек наделен свободным разумом и волей и действует по собственному разумению. Эсхил верит в рок, или судьбу, которой повинуются даже боги. Однако, используя древние мифы о судьбе, тяготеющей над рядом поколений, Эсхил все же переносит главное внимание на волевые действия героев своих трагедий.

Трагедия «Прометей прикованный» занимает особое место в творчестве Эсхила. Зевс изображен здесь не носителем правды и справедливости, а тираном, который намеревался уничтожить человеческий род и который осуждает на вечные муки восставшего против его власти Прометея – спасителя человечества. В трагедии мало действия, но она полна высокого драматизма. В трагическом конфликте победу одерживает титан, волю которого не сломили молнии Зевса. Прометей изображен борцом за свободу и разум людей, он первооткрыватель всех благ цивилизации, несущий наказание за «чрезмерную любовь к людям».

Софокл (496-406) родился в зажиточной семье. Художественная одаренность Софокла проявлялась уже в раннем возрасте. В его трагедиях действуют уже люди, хотя несколько приподнятые над действительностью. Поэтому о Софокле говорят, что он заставил трагедию опуститься с неба на землю. Основное внимание в трагедиях Софокла уделяется человеку со всем его духовным миром. Он ввел третьего актера, благодаря чему действие стало еще более живым. Т.к. основное внимание

Софокл уделяет изображению действия и душевных переживаний героев, то диалогические части трагедии были увеличены, а лирические партии были уменьшены. Интерес к переживаниям отдельной личности заставил Софокла отказаться от создания целостных трилогий, где прослеживалась обычно судьба всего рода. С его именем связывается также введение декорационной живописи.

Еврипид. Уединенный поэт и мыслитель, он откликался на актуальные вопросы социальной и политической жизни. Его театр представлял собой своеобразную энциклопедию умственного движения Греции во вт.пол.5в. В произведениях Еврипида ставились разнообразнейшие проблемы, интересовавшие греческую общественную мысль, излагались и обсуждались новые теории. Большое внимание Еврипид уделяет вопросам семьи. В афинской семье женщина была почти затворницей.

Персонажи Еврипида рассуждают о том, следует ли вообще вступать в брак и стоит ли иметь детей. Особенно резкой критике подвергается система греческого брака со стороны женщин, которые жалуются на свое замкнутое и подчиненное состояние на то, что браки заключаются по сговору родителей без знакомства с будущим супругом, на невозможность уйти от постылого мужа. Женщины заявляют о своих правах на умственную культуру и образование («Медея», фрагменты «Мудрой Меланиппы»).

Значение творчества Еврипида для мировой лит-ры – прежде всего в создании женских образов. Изображение борьбы чувств и внутреннего разлада – то новое, что Еврипид внес в аттическую трагедию.

Методика работы над драматическим произведением в школе

Трудности:

– дети не улавливают сюжет, т.к. пьеса состоит из монологов и диалогов

– в пьесе нет авторских описаний и характеристик, поэтому анализ приходится делать самостоятельно

– драма – произведение, предназначенное для сцены, но в классе учитель работает с ними как с литературным текстом, в процессе анализа которого нужно учитывать особенности жанра.

Этапы работы:

I. Вступительное занятие

  • сведения о драматурге, об эпохе создания, об истории создания (детали быта, обстановки, костюма, фотографии, картинки), смысл названия, список действующих лиц (знакомство), знакомство со сценической историей произведения (в каких театрах ставилось, какие актеры играли, восприятие его зрителями, критика).
  • формирование зрительской культуры школьников
  • начало работы с текстом (чтение 1-го явления, характеристика героев).

II. Работа с текстом, анализ текста.

  • работа над конфликтом произведения (его определение, отобрать главные явления в которых раскрывается конфликт)
  • работа над композицией (экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия, развязка, заключение)

Формы и методы работы

– инсценирование

– чтение по ролям

– различные творческие задания

  • 3. работа над характеристикой образов – главных и второстепенных

Характеристика бывает: индивидуальная, групповая, сравнительная.

  • 4. создание драматического образа, раскрывая черты характера и подтверждая текстом каждую эту черту, учитель должен показать каким образом на сцене создается это образ (костюм, мимика, жесты, декорация, речь, свет, музыка).
  • 5. работа над авторской позицией.

III. Заключительный этап

  • значение пьесы для своего времени и для нашего времени
  • рассказать о разных режиссерских трактовках, прочтение классики
  • включение школьников в собственную художественно-творческую деятельность
  • понятие о традиции и новаторстве драматурга, тексте и подтексте.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...


Lexicology is.
Сейчас вы читаете: Зарождение и развитие древнегреческой трагедии