Зарождение и развитие античной комедии
Термин «комедия» восходит к древнегреческому слову comoidia, буквально обозначающая «песню комоса», т.е. песню участников праздничного деревенского шествия, посвященного прославлению животворящих сил природы.
Другим ее источником послужила элементарная и столь же древняя форма народного балагана — шуточная сценка, в которой глупый богач, плут, вор пытается обмануть, ущемить интересы основного героя, но всегда терпит поражение, и с позором покидает эстраду, сопровождаемый ударами палки и дружным хором зрителей.
Аристофан — единственный представитель древней комедии, пьесы которого дошли до нас (а именно 11 пьес, написал же он более 40 пьес). Расцвет его
Комедия Аристофана, этого «ярко выраженного тенденциозного поэта» и сейчас поражает бесстрашием своей сатиры.
Менандр написал более 199 комедий, но по свидетельству древних авторов одержал победу на драматических состязаниях только 8 раз. Менандр практически единственный представитель новой аттической комедии, произведения которого дошли до нас. Он приобрел славу великого драматурга своим великолепным владением искусством психологической характеристики, позволяющим ему создавать индивидуализированные человеческие характеры, предавая традиционным маскам подлинно человеческие черты, разнообразить и углубить условные типажи театра масок.
Менандр пользовался в Античности огромной потребностью, очень широко были распространены сборники его изречений, известные и в Древней Руси.
Комедия Менандра оказала большое влияние на последующее развитие мировой драматургии.
Теренций (195-159 гг. до н.э.) создал 6 комедий и все они дошли до нас. Дошли и краткие указания к ним, из которых мы узнаем о времени постановки комедий и их исполнителях.
Первая комедия Теренция — «Андриянка» была поставленв в 166г., вторая — «Свекровь» ставилась впервые в 165 г., но представление было сорвано, т.к. зрители в середине пьесы убежали смотреть кулачных бойцов и канатоходцев. Второй раз Теренций ставил комедию в 160 г., но зрители после первого акта бросились на игры гладиаторов. В том же 160 г. ему все же удалось поставить комедию «Свекровь».
Третья комедия Теренция — «Самоистязатель» поставлена в 163 г., четвертая «Евнух» — в 161 г., пятая — «Формион» — тоже в 161 г. и шестая комедия — «Братья» — в 160 г.
Теренций ставит в своих пьесах вопросы семьи, быта, воспитания, пропагандирует идеи гуманности, уважения к женщине. Характерные конфликты в комедиях Теренция — это конфликты между отцами и детьми, между мужем и женой.
У Теренция герои говорят изящным литературным языком. В их речи нет грубых просторечивых выражений, почти нет архаизмов, но в ней и той сочности, которая характерна для языка плавтовских персонажей.
Высоко ценили Теренция в XVIII в. Теоретики так называемой «слезливой комедии», они считали его своего рода зачинателем этого жанра.
Плавт — виднейший римский комедиограф (середина III в. — 184 г. до н.э.). О его жизни нет достоверных сведений.Плавту приписывают около 130 комедий, но в 1 в. До н.э. известный римский ученый и знаток литературы Варрон выделил из этого количества 21 комедию, считая их подлинно плавтовскими, и эти комедии дошли до нас. Наиболее популярны из них «Клад» (или «Горшок»), «Куркулион» (или «Проделки парасита»), «Менехмы» (или «Близнецы»), «Хвастливый воин», «Псевдол» (или «Раб-обманщик»), «Пленники» и «Амфитрион».
Плавт любил изображать ловких, умных, энергичных рабов, которые обычно выручают своих далеко не умных и пассивных господ. Комедии Плавта были очень популярны в плебейских массах, захватывали остроумием, динамичностью, необычайной сочностью языка.
Театрально-творческое развитие учащихся на уроках по изучению драмы в школе
При изучении драматических произведений в школе возникают определенные трудности. К ним относятся:
— дети не улавливают сюжет, т.к. пьеса состоит из монологов и диалогов
— в пьесе нет авторских описаний и характеристик, поэтому анализ приходится делать самостоятельно
— драма — произведение, предназначенное для сцены, но в классе учитель работает с ними как с литературным текстом, в процессе анализа которого нужно учитывать особенности жанра.
Именно поэтому лучше изучать драматические произведения, обращая внимание на театрально-творческое развитие учащихся, т. к. это способствует более глубокому усвоению и анализу.
Необходимо учитывать сценическую природу драмы как основного фактора при выборе пути ее изучения:
— «погружение» в пространство текста, предназначенного для постановки на сцене;
— конфликт, особенности развития сценического действия, анализ композиции и системы образов;
— создание в классе драматического образа, фокусирующего в себе знания и понимание текста, и собственное видение образа, героя;
— методы и приемы работы над созданием собственного драматического образа;
— роль монологов и диалогов в пьесе;
— совершенствование навыков выразительного чтения;
— тема и идея пьесы, способы выражения авторской позиции.
К театрально-творческому развитию можно отнести: режиссерскую и актерскую интерпретацию пьесы, «современное прочтение классики» в театре и на уроках литературы, инсценирование, формирование зрительской культуры учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе по изучению в школе драматического произведения.
Например, при формировании зрительской культуры мы познакомим учащихся со структурой театра (балкон, партер и т.п.), с правилами поведения в театре, с тем как зайти в театр.
При изучении того или иного драматического произведения ученикам можно предложить задания, в которых ученику предлагается выступить в роли режиссера, актера данной пьесы и т.п.
Например, при изучении комедии Аристофана «Облака», ученикам дается задание рассказать о декорациях, которые, по их мнению, наиболее подходят к постановке данного произведения; какой бы свет они поставили; какую бы мимику, жесты, выражение глаз они использовали при изображении/характеристики одного из героев и т.п.