Педагогика как наука, предмет педагогики

Педагогика — наука о воспитании человека, это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребёнка, это наука являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естеств. и общих наук о ребёнке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

style="text-align: justify;">1)  педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Та­кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. 2)  педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания.
2)  педагогика это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный  педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Педагогика как система педагогических наук

Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности вос­питания человека, является общая педагоги­ка. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а)общие основы педагогики; б)теория обучения (дидактика); в)теория воспитания; г)управление образовательными системами. Фундамент педагогикифилософия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия вос­питания — это область знаний, которая использует в воспита­тельной практике идеи различных философских систем.

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма — важнейший принцип развития любой науки: по­нимая прошлое — заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помо­гают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошло­го.

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, со­ставляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на фор­мирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ре­бенка, его здоровья. Дошкольная педагогика наука о закономерностях развития, формиро­вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част­ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей. Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки о воспитании. Педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспи­тательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфиче­ские проблемы получения высшего образования. Педагогика взрослых и андрогогика изучает особенности работы с взрос­лыми и пожилыми людьми. Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику и т. д.

К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.

История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспи­тательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологи­ческих концепций в различные исторические эпохи и периоды. Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образова­ния в разных странах. Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работни­ков различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др.


Взаимосвязь педагогики с другими науками про человека

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существо­вать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной дея­тельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека.

Человека как члена общества изучают общественные науки, как про­дукта биологической эволюции — биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром — психологические науки. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бы­тия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философ­ское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования.

Этика и эстетика. Они по­могают решению педагогических задач нравственного, эстетического вос­питания, формирования научного мировоззрения.

Социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерно­сти социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах.

Экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повы­шения производительности труда.

Биологическими науками. Они являются есте­ственно-научной базой педагогики и психологии. Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И, П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлектор­ной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др. медициной привела к появлению коррекционной педа­гогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом кото­рой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвя­зи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализа­ции детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Психологическими нау­ками, изучающими закономерности развития психики человека. Необ­ходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные по­требности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование, сообразуясь, с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Кибернетикой наукой об управлении слож­ными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обуче­ние. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания.

Этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики — народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современ­ных школьников.

Политологией обусловлена тем, что обра­зовательная политика всегда являлась отражением идеологии гос­подствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходя­щего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной чело­веческой личности.

Сегодня педагогика представляет собой сложную сис­тему педагогических наук.

В ее структуру входят:

1) общая педагогика, исследующая основные закономерности об­разования;

2) возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

3)коррекционная педагогика сурдопедагогика (обучение и вос­питание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обу­чение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

4) частные методикипредметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к пре­подаванию отдельных учебных предметов;

5) история педагогики и образования, изучающая развитие педа­гогических идей и практики образования в различные историче­ские эпохи;

6) отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Роль Я.А. Коменского в становлении педагогики как науки

Ян Амос Коменский  (1592 — 1670) — крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в  семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени — окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоя­тельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения ро­дителей, пола, религиозной принадлежности.

Демократические идеи отра­жены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ, вышедший в Амстердаме в 1654г., — одна из первых научно-педагогических книг. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны ос­новы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взой­ти на «самую высокую ступень лестницы образования».

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую лич­ность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога.

Говоря о  развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. Предложенные им прин­ципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)