Классики русской литературы 19 века. Типология уроков

Русская реалистическая литература второй половины XIX века отличалась самобытностью и достигла высокого худ совершенства Исторические эпохи, как и люди, отличаются своей неповторимой индивидуальностью.

Вторая половина ХIХ века в рус лит прошла под знаком решительной демократизации худ создания и напряженной идеологической борьбы. Качественно изменяется в эти годы сам пафос худ творчества: от вопроса “кто виноват?” рус лит обращается к вопросу “что делать?” Рус писатель второй половины ХIХ века сталкивался с необходимостью худ осмысления необыкновенно подвижной и текучей стихии бытия. В этих условиях худ синтез возникал на более узких временных и пространственных отрезках жизни, чем реализме первой половины века: необходимость определенной специализации и локализации диктовалась особым состоящим мира, типичным для эпохи второй половины ХIX века.

Приходилось идти на компромисс и нередко пренебрегать устоявшимися и незыблемыми правилами художественности ради правды жизни. «Гром». «Гроза» (1859) была не только одной из вершин драматургии Островского – она была крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в “Грозе”, – открытие народного героического характера именно

поэтому так восторженно принял Катерину Добролюбов, давший, в сущности, говоря, блестящую “режиссерскую трактовку гениальной пьесе Островского. Трактовка эта была созвучна задачам революционно-демократической идеологии русских шестидесятников в момент революционной ситуации в стране.

Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она – блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей не просто не нужно, но страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы. А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Катериной Островский показал, что и в окостеневшем мире Калинова может возникнуть нар характер поразительной красоты и силы, вера сменен ритма, которого – пусть и мрачная, истинно калиновская – все же основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.

Очень важно, что Катерина, “луч света в темном царстве”, по выражению Добролюбова, появилась не откуда-то из просторов другой жизни, а родилась, сформировалась в тех же калиновских условиях. Островский подробно говорит об этом уже в экспозиции пьесы, когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Важно, что именно здесь, в Калинове, в душе незауряд­ной, поэтической калиновской женщины рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине. Это смутное чувство, которое Катерина не может объяснить – просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно, принимает не форму гражданского, общественного протеста – это было бы несообразно со всем складом понятий и всей сферой жизни купеческой жены – а форму индивидуальной, личной любви. В Катерине растет страсть, но это страсть в высшей степени одухотворенная, бесконечно далека от бездумного стремления к потаенным радостям.

Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный немыслимый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первозданного значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять но не находит опоры в этой борьбе. “Гроза” -не трагедия любви, а трагедия совести. Когда “падение” Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти,  сливающейся для неё с понятием волн, она становится смела до дерзости, решившись – не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать. “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!”  – говорит она Борису. Но это “греха не побоялась” как раз и  предвещает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и с огромной силой овладеваетелю,  как только кончилось это недолгое счастье, эта жизнь на воле. Оно тем мучительнее, что вера Катерины как-то исключает понятия прощения и милосердия. Трудно говорить об этом произведении, минуя те суждения, которые содержатся в знаменитой статье критика Добролюбова “Луч света в темном царстве”.

«Гроза», по словам Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”  ибо она знаменует собой близкий конец “самодурной силы”.  Центральный конфликт драмы – столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром “тёмного царства” – выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Именно поэтому драму  “Гроза” критик считал истинно народным произведением.

2.Типология уроков

Классификация типов урока

Общедидактическая: 1.Комбинированный урок(4-х этапный); 2.Урок усвоения новых знаний(3-х этапный,без проверочного д/з); 3.Урок  проблемный(в центре дискуссионный,проблемный вопрос); 4.Урок повторения и систематизации знаний; 5.Урок контроля и коррекции знаний(тест,контрольная); 6.Урок формирования умений и навыков.

Частнометодическая: 1.Урок изучения теории лит-ры(уроки форм-я теоретико-лит. понятий; уроки из-я научных лит.-критич. статей;уроки из-я биографии пис-ля;уроки по историко-лит. материалу; уроки  обобщения, повторения, опрашивания  -кл-я Кудряшова М.И.); 2.Урок развития речи(уроки  творч. робот,написанных на основе жизненных впечатлений и на лит. темы; уроки устных ответов и устных докладов; уроки обучения написанию соч-й; уроки анализа соч-й  кл-я Кудряшова М. И.); 3.Урок по изучению критич.статьи(план,тезисы); 4.Урок выразит. Чтения; 5.Урок внеклассного чтения; 6.Урок изучения худ. текстов( урок худ. восприятия пр-я; уроки углубленной работы над текстом; уроки изучения пр-й – кл-я Кудряшова М.И.); 7.Урок повторения; 8.Обзорный урок.

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

1.Урок-суд; 2.Урок-КВН; 3.Урок-Брейн-ринг; 4.Урок-конгресс; 5.Урок-путешествие(заочное); 6.Урок-спектакль; 7.Урок-концерт; 8.Урок-конференция; 9.Урок-семинар; 10.Урок-лекция; 11.Урок-дискуссия; 12.Урок-исследование; 13.Урок-размышление; 14.Урок-сопереживание; 15.Урок-сочувствие; 16.Урок-созерцание; 17.Урок-экскурсия.

«Мещанин во дворянстве» Мольера

1.Частнометод.:1,2,3,6;нестандартные:6,11,12,13,17(цели:обсуждение гл. проблем пр-я,размышление над хар-ми героев,их поведением,поступками,высказывания по этому поводу своего мнения, «за» и «против»,закомство с особ-ми эпохи(нравами,бытом,традициями и т.д.),знакомство с биографией автора и критич. работами по пр-ю для определения авторской позиции,мотивации написания пр-я(какие кач-ва, поступки героев автор осуждает,высмеивает,какие ставит во главу угла);

развивать у уч-ся умения и навыки форм-я и высказывания собств. точки зрения,умение выслушать и проанализировать чужую точку зрения,умение выступать перед публикой(ЗУН ведения дискуссии,особый этикет).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...


Functional styles of language.
Сейчас вы читаете: Классики русской литературы 19 века. Типология уроков