Методика работы над изучением биографии в средних и старших классах

В 5 – 6 классах используется биографическая справка, которая состоит из элементарных сведений о писателе (дата рождения и смерти, известные произведения). Биографическая справка должна быть простой, понятной, без лишних подробностей.

Но назначение биографической справки только этим не ограничивается. Она также является вступлением к чтению произведений и анализу, способствует лучшему усвоению произведения. Биографический рассказ  с другими методическими приёмами значительно обогащает речь учащихся,

готовит  их к усвоению материала.

В биографическом рассказе учитываются вековые возможности учащихся, что обуславливает простую форму преподавания. Рассказ должен вызывать у учащихся любовь к учащимся, интерес к его произведениям, обогащать культуру устной и письменной речи,  обогащать словарный запас.  План рассказа рекомендуется записывать на доске.

Но в 7 классе не достаточно осветлять отдельные биографические сведения. Внимание школьников нужно направлять на осмысление личности писателя. Систематическую работу для изучения  личности художника, для овладения понятием

«личность писателя» можно начать не только на основе биографических   данных, а в первую очередь художественного произведения, которое изучается.

Этому соответствует смысл, структура программ по литературе, построенного га основе хронолого-тематического принципа, который      способствует систематизации знаний учащихся, учит их понимать, что литературное произведение, связанное с конкретно историческими событиями и духовным миром автора, учит видеть в художественном произведении самого писателя, через восприятие которого изображается его жизнь.

Уже в 7 классе нужно раскрывать жизнь писателя в неразрывной связи с его творчеством.

Во время изучения учащиеся 8 класса интересуются не только фактической стороной событий в жизни писателя, но и нуждаются в их анализе и обобщении. Уже в 7 классе нужно раскрывать жизнь писателя в неразрывной связи с его творчеством.

Во время изучения учащиеся 8 класса интересуются не только фактической стороной событий в жизни писателя, но и нуждаются в их анализе и обобщении. Необходимо раскрывать влияние жизненных и исторических условий на формирование его личности и творческой деятельности.

Среди многих фактов необходимо тщательно выбрать материал, который позволит учащимся узнать о чем-то новом из жизни писателя.  , проследить за его развитием. В 8 классе более глубоко воспринимаются взгляды писателя, основные мотивы его творчества.

Школьная программа для старших классов предлагает три основных вида организации биографических материалов: «Краткие сведения о жизни и творчестве писателя», «Очерк жизни и творчества» и «Жизненный и творческий путь».

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя нужно подавать тогда, когда текстуально изучается только одно произведение или его отрывки.

В рассказ учителя включается характеристика условий и его окружения, которые способствовали развитию мировоззрения и воспитанию духовных идеалов  будущего писателя, основных произведений и времени написания. Нужно кратко рассказать о возникновении замысла и воплощения, процесс работы над произведением. На этом этапе лучше перейти к анализу произведений, после чего рассказать учащимся о дальнейшей судьбе писателя.

Таким образом знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя представляет оконченный рассказ. При этом произведение будет восприниматься учащимися как биографический факт, который имел место в жизни человека. Это будет готовить их к восприятию более сложного вида биографии.




Маяковский о назначении поэта.
Сейчас вы читаете: Методика работы над изучением биографии в средних и старших классах