Урок литературы является процессом творческим, и работа учителя сродни деятельности композитора, живописца, актера, режиссера. На всех этапах урока значительную роль играет сам учитель, который должен проявить свои художественно-педагогические способности: артистизм, владение художественным словом, способность к импровизации, перевоплощению и т.д.

При этом важно помнить о том, что успешное решение основных задач урока возможно только при условии совершенно свободного владения своим предметом, предполагающего высокий уровень знаний по литературоведению, теории литературы и литературной критике, знания текста художественных произведений и умение их анализировать в единстве формы и содержания. Урок литературы не укладывается ни в какую схему, так как это урок искусства, но определенные подходы к его анализу наметились в современной методике

1. Атмосфера урока, его эмоциональный тонус:
а) вызвал ли урок интерес у детей?
б) каков характер общения учителя с учащимися на этом уроке?
в) какие средства, приемы использовал учитель для создания особой атмосферы в классе?

2. Культурологические аспекты урока литературы:
а) осуществлялось ли изучение родной литературы
как неотъемлемой части мирового литературного процесса?
б) как использовалось на уроке взаимодействие разных видов искусств?
в) как решались на уроке проблемы общечеловеческого и национального?
г) как осуществлялось на уроке формирование художественного вкуса, критериев эстетической оценки?

3. Анализ и интерпретация художественного текста на уроке:
а) какой путь анализа текста был выбран учителем?
Его целесообразность;
б) осуществлялся ли анализ текста в единстве формы и содержания? Какие методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся использовались учителем?
в) как решались на уроке проблемы...

«современного прочтения классики»?
г) как формировались навыки выразительного чтения?
д) насколько целесообразна система вопросов и заданий, в
том числе творческого характера, которые предлагались
учителем в процессе анализа текста?
е) обращался ли учитель к оригинальному тексту, была ли
организована работа с его различными переводами?

4. Использование новых технологий обучения на уроке:
а) носил ли урок творческий характер?
б) какие новые технологии использовались на уроке (полностью или частично)?
в) насколько эффективно было использование тех или иных технологий?

5. Как изучался на уроке материал по теории литературы? Способствовала ли эта работа постижению текста художественного произведения?

6. Как использовались на уроке межпредметные и межлитературные связи?

7. Развитие речи учащихся на уроке:
а) как осуществлялось формирование навыков устной и письменной речи?
б) какие приемы и методы работы использовались учителем с целью развития монологической и диалогической речи школьников?
в) уделялось ли внимание на уроке формированию навыков полемической речи учащихся?

8. Место урока в изучении темы:
а) прослеживалась ли связь урока с предыдущими и последующими занятиями?
б) как осуществлялась проверка домашнего задания?
в) достаточно ли разработано домашнее задание для полноценной работы на следующем уроке?

9. Эффективность урока в целом:
а) достиг ли урок обучающей цели, имел ли воспитательное воздействие и развивающий характер?

10. Контроль и оценка учебных достижений школьников на уроках литературы:
а) целесообразность использования тестовой проверки знаний;
б) как осуществлялся контроль за самостоятельной работой учащихся?
в) какой подход выбрал учитель к оценке творческой работы школьников?
г) как оценивались учебные достижения учащихся по 12-балльной системе?



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Основные подходы к анализу урока литературы