Миф как форма художественного отражения действительности

Слово «миф» заимствовано из греческого языка, где оно обозначало «сказание», «повествование», «вымысел», «басня». Мифы-создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевл. существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными.

Специфика мифов выступает наиболее четко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь

мир.

Для нас греческие мифы, как сказания о греческих богах и героях, представляются наивными и поэтическими созданиями безудержной фантазии, далекими от реальной жизни, как бы уводящими нас в далекий сказочный мир.

В действительности мифотворчество связано с определенной ступенью развития человеческого общества, с тем периодом, когда мифология выступает универсальной и единственной нерасчлененной формой общественного   сознания. На очень ранней ступени развития человечества сознание отражает действительность в виде чувственно-конкретных и персонифицированных образов,

сохраняя веру в их реальное существование.   В мифах   люди   выразили свое понимание явлений природы, в них стремились объяснить загадку жизни и смерти, в мифах запечатлено возникновение различных общественных установлений и отношений.

Самые различные события истории человечества увековечены в мифах:  открытие огня и полезных ископаемых, появление ремесел, первые морские путешествия, мечты о покорении неба и о воздушных полетах и т. д. и т. п. В основных   персонажах   греческих   мифов, в богах и героях, люди утверждали свою связь с окружающим миром, устанавливали закономерность подобных связей и свою причастность к природе и ее явлениям. С возникновением социального неравенства и социальной иерархии мир богов и героев уподоблялся   человеческому    миру.  На  поздних  этапах   мифотворчества, отраженных в гомеровских поэмах, боги мыслились уже полностью очеловеченными, но воспоминание об их былой вегетативной или зооморфной сущности сохранялось в перечне их атрибутов, т. е. посвященных им растений, животных, птиц и т. д.

Постоянным местом пребывания богов греки считали гору Олимп в северной Фессалии. Отсюда правил миром верховный бог Зевс, сын Крона, «отец богов и людей», «тучегонитель», «громовержец». С ним вместе делили власть его братья — владыка морей Посейдон и бог подземного царства, повелитель мертвых Аид. Сестра и жена Зевса, Гера, покровительствовала семье и браку, другая сестра, Деметра, была богиней земли и земного плодородия. Дочь Деметры Персефона — богиня растительности, жена Аида. Детьми Зевса и Геры были бог войны Арей, бог огня и кузнечного мастерства Гефест и богиня юности Геба. Немало детей имел Зевс также от других богинь.

Среди них наибольшей славой пользовались дети Латоны Аполлон и Артемида: первый — бог сверкающего и палящего солнца, покровитель искусства, вторая — богиня луны и охоты. Афродита, богиня плодородия, а затем любви и красоты, по одной версии считалась дочерью Зевса и океаниды Дионы, по другой родилась из морской пены возле острова Кипра. Сыном Зевса и нимфы Майи был Гермес, вестник богов, покровитель пастухов, путников и торговцев. Афина, богиня мудрости и труда, считалась дочерью Зевса, рожденной из его головы.

В сонме гомеровских богов отсутствовал Дионис, сын Зевса и смертной женщины Семелы, один из самых древних и популярных богов, не включенный в состав олимпийцев из-за своего «полуземного» происхождения. Бессмертие, которым, как и все прочие боги, обладал Дионис, выделяло его среди тех многочисленных детей богов и смертных, которых греки называли героями и считали своими родоначальниками, основателями общин, городов, покровителями и благодетелями.

МИФ О ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ

Цикл мифов о Троянской войне. На свадебный пир героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды. Оскорбленная Эрида проникла незамеченной на свадьбу и бросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за яблока вспыхнула ссора между Герой, Афиной и Афродитой. По приказанию Зевса Гермес отвел трех богинь на гору Иду, чтобы там их рассудил пастух Парис. Парис был сыном ‘троянского царя Приама и его жены Гекубы, но родители в свое время оставили новорожденного на горе Иде, так как, согласно предсказанию богов, он должен был погубить троянское царство.

Подкинутого ребенка нашли и воспитали пастухи, когда же он подрос, то стал пасти стада на Иде. Каждая из богинь пыталась соблазнить юношу своими дарами, надеясь получить от него яблоко. Гера обещала Парису власть, Афина сулила ему непревзойденную мудрость и славу, а Афродита — любовь прекраснейшей в мире женщины. Парис отдал яблоко Афродите, вызвав негодование обеих богинь. Афродита открыла Парису тайну его рождения, привела в Трою, где его с радостью встретили

родные, а затем помогла ему похитить в Элладе Елену, жену спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай и его брат Агамемнон собрали войско, снарядили корабли и поплыли к Трое. Троянцы отказались добровольно выдать Елену и похищенные с нею сокровища. Началась война, которая длилась десять лет. Среди греков, которые в поэмах называются ахейцами, или данайцами, было много могучих богатырей: юный Ахилл, сын Пелея и Фетиды, предводитель всего войска Агамемнон, мудрый старец Нестор, Диомед, Аякс, Одиссей; Троянское войско возглавлял старший сын Приама Гектор.

Греки сумели овладеть Троей только на десятый год войны. По совету хитрого и мудрого Одиссея они сделали вид, что покидают Трою. На берегу они оставили большого деревянного коня, а к троянцам отправили перебежчика, который рассказал, что этим подарком уезжавшие хотели умилостивить богиню Афину. Тщетно жрец Лаокоон уговаривал троянцев не трогать коня, напоминая им о коварстве и вероломстве греков. Они ввезли коня в город, для чего вынуждены были разобрать часть городской стены, так как статуя не входила в ворота.

Ночью, когда все троянцы впервые после долголетней осады уснули спокойно, из чрева деревянного коня выскочили заранее спрятанные там греческие воины и подали сигнал остальным, которые в сумерках незаметно вернулись и спрятались под крепостью. Через пролом греки ворвались в город. Все троянцы были перебиты, их женщины и дети уведены в рабство, а Троя разрушена и сожжена. Но и грекам победа не принесла ожидаемой радости. Лишь немногие из них благополучно вернулись назад в Элладу. Еще задолго до конца войны от руки Париса пал Ахилл. В день возвращения в своем доме от руки жены и ее любовника погиб Агамемнон. Долго скитались вдали от родины Менелай и Елена.

2. Важнейшим принципом, который должен быть реализован на уроке литературы, является принцип образности. Образ является ключевым понятием, объединяющим литературу с другими видами искусства.

Система заданий с использованием различных видов искусства

  • 1. Задание на развитие сенсорного аппарата лич-ти ученика, его фантазии и представлений, эссе
  • 2. развитие восприятия произведений разных видов искусства; оценить настроения, чувства от музыки, архитектуры, кино
  • 3. развитие сенсорного аппарата лич-ти детей в процессе анализа текста худ. произведения (передать с помощью звука, цвета, запаха ощущения от лирического и эпического текста; изобразить внутренний свет литературного произведения)
  • 4. развитие фантазии детей / импровизировать под музыку, подключать литературную фантазию за фотографиями, иллюстрациями)
  • 5. развитие ассоциативного мышления школьников (подобрать букет цветов, который отражает основные мотивы произведения; найти образы-символы, в которых передаются чувства от прочитанного)

Задание с приучиванием детей к различным видам искусства

  • 1. Развитие литературных способностей ученика (дать комментарий картинам, написать сценарий, подготовить экспромт в стиле романа)
  • 2. Развитие личности ученика на основе работы с худ. текстом (изобразить героев которые ведут диалог, в рисунке; подготовить иллюстрации по мотивам; подготовить эскизы; сделать интерьер комнаты)
  • 3. литературно-музыкальное развитие учеников на основе использования комплекса искусств (охарактеризовать интонации в речи героев; подобрать музыкальные инструменты для изучения текста)
  • 4. театрально-творческое развитие ученика в процессе изучения текста

Музыка на уроках литературы.

Использование музыкальных фрагментов на уроках литературы необходимо для пробуждения эмоционального восприятия школьников, для более глубокого понимания безграничного мира жизни, человеческих чувств, мечтаний и идеалов героев литературных произведений. Музыка развивает воображение После того, как учащиеся научатся слушать и понимать настроение музыкального произведения, замысел композитора, мы учимся различать типы женских и мужских характеров, воспроизведение психических и эмоциональных состояний человека В старших классах красоту и напевность русской лирики от А.П. Сумарокова до поэтов XX века прекрасно подчеркивает искусство русского романса с его задушевностью, искренностью и мелодической красотой. Интеграция уроков музыки и литературы позволяет учителю воспитать гармонически развитую личность, расширить эстетический кругозор, показать лиризм и образность русского языка.

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся о мифологии; на основе сопоставления с древнегреческими мифами и русскими народными сказками показать национальное своеобразие мифологии и фольклора ненцев.

2. Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом и справочной литературой, а также творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

Оборудование:

1. Фотовыставка, иллюстративный материал «Ямалу-75».

2. Выставка творческих работ учащихся «Мой край».

3. ТСО: мультимедийный компьютер для демонстрации слайд — фильмов «Уренгой» и «Северные узоры»; магнитофон с записями национальных песен.

4. Сборники текстов, информационные листы (№1 «Словарь терминов», №2 «Глоссарий»).

Предварительная подготовка к уроку: Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) текста с представлением собственных рисунков- иллюстраций.Вторая группа. Сообщения учащихся («Архитектоника мира в представлении ненцев», «Пантеон ненецких богов»). Третья группа. Презентация слайд — фильма «Северные узоры» о нравственных представлениях ненцев, символически выраженных в орнаменте.

Ход урока:

Слово учителя: Содержанием вступительного слова учителя являются: определение целей и этапов урока; экспресс — беседа по формулировке темы и эпиграфа. (Откуда взята строчка, которой обозначена тема урока? Зачем нам «преданья старины глубокой»? Как понимаете смысл эпиграфа? Согласны с учёным — этнографом?).

Беседа. Актуализация знаний.

— На предыдущих уроках мы с вами познакомились с мифами древних греков и североамериканских индейцев. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Что такое миф? Как рождались мифы? Чем сказка и легенда отличаются от мифа? Каким было мышление древнего человека? Если трудно ответить сразу, загляните в свои тетради и словари (информационный лист №1).

Тезисный план ответов учащихся

  1. Древний человек был язычником, поклонялся множеству богов. Он одушевлял всё, что его окружало: небо и землю, моря и горы, леса и поля.
  2. В эту же эпоху человек создал истории, в которых объяснял мир и его законы,- мифы. Мифы повествуют о деяниях богов и героев. Мифы складывались не для развлечения, рассказчик и слушатели верили в рассказываемое. Мифы часто разыгрывались перед слушателями- зрителями или приобретали облик обряда.
  3. Сказка повествует об обычных людях («благородного» или «низкого» происхождения); воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь. В отличие от мифа (тайного знания) сказка общедоступна.
  4. Легенда исторически и географически «привязана», персонажами являются конкретные люди. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифологические мотивы и образы сохраняются.

Работа групп

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) произведения с представлением собственных рисунков- иллюстраций.

Вопросы для обсуждения:

— Почему выбрали именно это произведение? Что вы услышали и увидели в нём? Что, может быть, поразило или вызвало недоумение?

— Ваше мнение о героях? Как построено произведение?

— Сравните их с русскими народными сказками, мифами Древней Греции. В чём сходство и различие?

Делаем совместные выводы

1. В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое: два брата и сестра («Каллаха — богатырь»), три охотника («О невесте и снежном человеке») и т.д.

2. Ребята отмечают увлекательность сюжета, его неожиданные повороты. Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил, соединяются или борются с ними, приобщаются к тайнам, что-то теряют или приобретают на этом пути (огромное стадо оленей, нарты с хлебом, сахаром, маслом и «всякой необходимой всячиной для безбедной и счастливой жизни стойбища»). 3. Как общее в поэтике сказок разных народов ребята отметили контрастное построение сказки, деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством. Обращаю внимание ребят на то, как организовано мифологическое пространство. В нём всегда выделены центр, верх, низ. В славянской мифологии таким центром является Мировое древо. В ненецкой мифологии идею вертикали помогает выразить образы горы, холма, дерева. Они помогают героям разделять добро и зло, жизнь и смерть. На холме ставит свой чум первый человек из рода Вэлло, ставит ближе к небу, к солнцу. В корнях дерева (Нижнего мира) находят дочки Оленнего хозяина героя сказки «Как Вылка на море ездил».

Пространство в мифах и сказках не бездушно и не нейтрально: оно расценивается как своё или чужое, доброе или враждебное для людей. Они же, в соответствии с выбранным направлением, попадают в зоны дурных или добрых сил. Переправившись через большую реку с крутыми берегами, два брата-охотника попадают в царство лесной женщины Палснэ («Жила в лесу кикимора»). Нарушил запрет бабушкин внук по имени Тункевхи, спустился в низовья реки и чуть не оказался в руках колдуна. Пройдя через нелёгкие испытания, понимает молодой человек цену дружбы и взаимопомощи. Охотник вернулся в чум своей бабушки и предложил ей: «Давай поищем добрых людей, с которыми не надо будет бояться колдунов и людоедов». Долго ходили они по тайге и тундре и наконец нашли стойбище Айваседо. Там их приняли с радостью. 4. В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия — дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие. 5. Обратившись к древнейшим пластам мифологии, мы видим, что разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу. Древние народы полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная.

У ненцев особенно почитаются Земля, Огонь и Вода: плюнуть в воду, в огонь считается непростительным кощунством. Огонь часто представляется женщиной в красном халате, она может предсказывать будущее, разговаривая треском, писком. Итак, центральный образ ненецкой мифологии — образ Природы. 6. Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека, о взаимосвязи всего сущего. Вселенная, Земля, Человек, животный и растительный мир представляются неразделимыми. Поэтому так легко (и очень часто) совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка — в ягоду (сказка «Голубика»), несчастная мать — в кукушку (сказка «Кукушка»), парень- в гагару («Девушка и гагара»), ветер- в щуку («Синяя щука»), шаман- в оленя («Ваханде и Нойсама»).

В этом мире даже смерть маленького и злого комара имеет страшные последствия, остановить которые сможет только шаман, совершивший жертвоприношение («Смерть комара»).

Вторая группа. Сообщения учащихся: «Архитектоника мира в представлении ненцев», «Пантеон ненецких богов». ( Остальные учащиеся в это время по желанию рисуют портреты богов или план- схему строения мира).

Вопросы для обсуждения

— Как представляли ненцы строение мира? Сотворение земли и человека?

— Какова иерархия ненецких богов?

— Сравните мифологические воззрения ненцев и древних греков.

Краткие тезисы сообщений учащихся

Миф о создании Вселенной в каждом регионе Ямало — Ненецкого автономного округа имеет свою трактовку. Мы познакомим вас с легендами тундровых ненцев. Согласно их представлениям, мир состоит из трёх уровней: Верхнего, Среднего, Нижнего, между которыми распределён весь пантеон ненецких богов. Земля изображалась плоской, немного взгорбленной посредине, окружённой морем. Над нею простираются семь небес (у ненцев понятие о многослойном небе существовало задолго до того, как они познакомились с христианством). Небо имеет выпуклую форму и упирается краями в землю наподобие опрокинутой чаши. Внизу находятся семь земель. Для подземных жителей наша земля является небом.

Творцом Вселенной является Нум, ему помогал Нга. Они были родными братьями. Между ними происходили ссоры, но они быстро мирились. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил тёмное.  Легенда гласит, что сначала была вода. Нум, глядя на безбрежные воды, решил создать землю. Нга стал помогать. Нум вызвал к себе гагару, повелел ей нырнуть глубоко в воду и принести из глубин землю. Три раза ныряла гагара. На третий раз в клюве принесла немного ила, из которого была создана суша. Населил Нга землю большими и малыми животными, а воды — рыбами, небо — птицами. Земля была прекрасной. Нум не захотел отдать её во владение брату, несмотря на его просьбы. Нга обиделся на Нума, и там, где ступала его нога, появлялись болота. В гневе Нум ударил своего брата посохом так, что земля содрогнулась. Рассердился Нга и дохнул на землю своим холодным дыханием. Вся земля покрылась льдом и снежными сугробами, деревья замёрзли, погибли растения. Над землёй пронеслись холодные северные ветры.

Долго братья были в ссоре, никто не решался подойти первым. Когда братья помирились, то решили они сделать Солнце и Луну. Нум взялся за создание Солнца, а Нга он доверил делать Луну. В руках Нума Солнце получилось ярким и горячим, так что осветило всю землю своими животворными лучами. Расцвела земля, проснулись животные и птицы. Но деревья от холода остались маленькими и искривлёнными. Нга увидел, что у Нума получилось красивое и горячее Солнце, решил сделать ещё лучше. Но от его холодного дыхания Луна замёрзла.

Нум посоветовал брату не расстраиваться: так как ночью бывает темно, то его Луна будет освещать землю в этот период времени. Потом они приступили к созданию человека. Нум, взяв в руки глину, стал лепить тела людей. Нга ушёл, чтобы принести ещё глины, а когда вернулся, то увидел, что человек сделан и Нум готовится вдохнуть в него жизнь. Обиделся Нга, и снова братья поссорились. Прошло время, и договорились они так: оба они вдохнут жизнь в человека, чтобы боролись в нём добро и зло. Одно из них должно было победить. И хозяином души становился тот, чьё начало побеждало. Чтобы быть ближе к человеку, Нга попросил Нума отдать ему подземный мир. Нум согласился, а сам остался жить на небе.

Самые почитаемые ненецкие божества: Нум — верховный бог; Я-мал Вэсоко — хозяин земли, ему подчиняются Илебямпертя — даритель дичи и помощник человека в его трудовой деятельности; Ту — Хада — хозяйка огня; Олений хозяин; Мяд — Пухуця — хозяйка чума. Нга — властелин Нижнего мира, повелитель холода и мрака, его называют ещё Нга — смерть. Верхний мир признаётся страной, подобной во многом Среднему миру — Земле. Там существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Над ним сияет своё небо, так же светят солнце, луна и звёзды. Здесь живут небесные люди, каждый из них имеет свою семью, чум, пасёт оленей. Льющийся с неба дождь — это снег, тающий на нижней небесной земле. Гром — шум полозьев нарт, на которых разъезжают небесные люди. Не менее интересна жизнь людей Нижнего мира. Важнейшим связующим звеном между тремя мирами являются шаманы.

(Чтобы проверить внимательность слушателей, докладчики задают несколько вопросов по содержанию. Как появились болота? Почему Луна холодная, а Солнце горячее? Почему человек может быть и добрым, и злым? Докладчики собирают с парт схемы строения мира, нарисованные ребятами, а также портреты богов, и лучшие изображения вывешиваются на доску). Делаем совместные выводы Мифы разных народов очень похожи: та же концепция «трёх миров», то же движение от первобытного хаоса к упорядоченному космосу (гармонии), та же борьба добрых и злых сил и участие богов в жизни людей.

Третья группа. Презентация слайд — фильма «Северные узоры» с образцами национальной ненецкой одежды, крупным планом — детали орнамента и узоров. Синхронно с демонстрацией фильма читаются отрывки из мифа «Правила старика Нума».

Вопросы для обсуждения

— Что же рассказал нам миф о своих современниках?

— О чём мечтали люди? По каким законам жили?

Выборочное чтение мифа «Правила старика Нума».

Делаем совместные выводы

Нравственные идеалы, воплощённые в мифах, легендах и сказках, универсальны, едины для человека, независимо от того, когда и в какой стране он жил или живёт. Любовь, красота, дом, семья — для него безусловные ценности. Не быть обманщиком, любить людей учит сказка «Месть». Герой сказки — обиженный Панхи — весной поехал на своё священное место. Сделал из железа образ своего врага и повесил на святилище. И вот едет Панхи обратно, а над его головой вдруг раздаётся голос: «От того, что ты сделал, в будущем твоим потомкам не будет плохо?» Люди должны знать: пожелания зла кому-то, сделав круг, ударят по тому, кто первым их произнёс.

Подведение итогов урока

Мифами охвачены едва ли не все стороны жизни человека тундры: имена, фамилии, жилище, его внутреннее убранство и внешнее расположение. Орнамент одежды и обуви, различные эмблемы, географические названия, государственная символика, праздники, обряды, ритуалы и многое другое — всё имеет особый смысл. Вы можете прочитать об этом в книгах Е.Г. Сусой «Из глубины веков», П.Г. Турутиной «Дом ветров».

Зачем современному человеку древние сказания? Они дарят ощущение гармонической слитности всего видимого, сущего. Человек, гора, болото, дерево, небо — всё напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то неведомой воле. И рядом с этим переживанием — другое: мир продуман до последней мелочи. Кто-то Невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Миф развёрнут не только в прошлое, но и в будущее, потому что он убеждает: законы красоты и любви неизменны.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Миф как форма художественного отражения действительности