Сказки народов мира. Развитие мышления на уроках литературы
Сказки — это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изобр действительности и в силу этого прибегает к вымыслу, традиц формы которого складывались на протяжении веков в тесной связи со всем укладом нар жизни, которые стали входить в оборот с XVIIв.
Сказки пришли к нам из гл древности. Слово сказка имеет такой же корень, как и слова сказать, сказывать, рассказывать.
Сказки
И хотя в каждой стране есть свои сказочные герои, многие сказки разных народов похожи одна на другую. Ведь сказка — большая путешественница. Издавна она путешествует по земле, обогащаясь в разных странах подробностями, характерными для местных обычаев традициями, но повествуя часто об одном и том же. Например, сказки о золотой рыбке или о раке и лисе знают почти все народы Европы — от Скандинавии до Турции. В сказках встречается много пословиц, поговорок, загадок, образных выражений: если молодец, то обязательно добрый, девица красная, лес дремучий, дорожка дальняя, рученька белая, яблочко наливное.
Классификация сказок: Все сказки можно разделить на волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки о животных — самый древний вид сказок. Они создавались еще в те времена, когда человек, живя в тесной связи с миром природы, приписывал животным качества и поступки человека. Чаще всего в сказках действует «Лисичка-сестричка», глупый «Волчик-братик», неповоротливый медведь, пугливый зайка и другие. Волшебные сказки создавались позже сказок о животных, но также пришли к нам из давних времен, когда люди верили в волшебство. В волшебных сказках обязательно действуют волшебные силы и фантастические существа (русалки, водяные, фей, гномы), помогают им птицы, и звери, и волшебные вещи (скатерти — самобранки, сапоги — скороходы).
С героями этих сказок, как правило, случаются всякие чудесные превращения, они всегда смелые, находчивые, наделены недюжинной силой, и это помогает им успешно преодолевать на пути к благородной цели все препятствия. Бытовые сказки. Герои бытовой сказки — обычно люди: крестьяне, солдаты. Им не приходится рассчитывать на помощь волшебных сил, они сами добиваются успеха благодаря своим лучшим качествам: уму, смелости, находчивости, выдержке, доброте, щедрости. Но иногда в этих сказках встречаются и такие «одушевленные» персонажи, как Счастье, Горе — злосчастье, Правда, Смерть и др. Все существующие сказки можно разделить также на народные (фольклорные), их создатель — народ и литературные (авторские) — каждая имеет своего автора.
Цель сказки — формировать идеалы красоты, учить сочувствовать, доброты, справедливости, верности и чуткости. Бытование сказок. Традиционные русские сказки создавались и бытовали главным образом в крестьянской среде. Их создателями и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много ходившие по Руси, много видавшие: портные, сапожники, солдаты. Были, конечно, и люди, притом талантливые рассказчики, никогда не уходившие из своей деревни, но знавшие жизнь. Собиратели сказок указывают, что сказки нередко рассказывались на «беседах», на свадьбах, во время праздников.
Собиратели русских сказок «открыли» немало талантливых сказочников, записали их репертуар, охарактеризовали манеру рассказывания, показали широкую популярность среди местного населения. Отмечалось, что сказочники — большие любители рассказывать: они с удовольствием собирают слушателей и гордятся тем, что их сказки любят.
Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глуб древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире.
В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах, об их отношениях между собой и с человеком. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения.
Сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определённых характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.
Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и состоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного.
Развитие образного мышления школьников на уроках литературы
Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные «полки». Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, мышления и познания мира при помощи художественного текста. Развитие эмоционально-образной и интеллект, рассудочно-рациональной сферы личности школьника возможно при условии интегративного подхода к анализу текста художественного произведения. Речь должна идти о «переживании» знаний о природе, обществе и человеке, осознании личностного смысла этих знаний и, наконец, об определенной энергетике этого знания, без чего не может быть действенной нравственной позиции и поступка.
Современная методика преподавания литературы стремится найти ту середину, тот подход, который позволяет не противопоставлять академическое и школьное литературоведение, а синтезировать задачи научного и школьного анализа. В связи с этим особого внимания заслуживает интегративный подход к обучению школьников анализу художественного текста. В течение многих лет методические поиски решения этой задачи находились в области межпредметных связей, о которых писали в свое время М.А. Рыбникова и Н.И.Голубков. Межпредметные связи — это пед категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между содержанием, формой и методам учебно-воспитательного процесса. В настоящее время ученые считают самым низким уровнем взаимосвязей межпредметные связи, а самым высоким — уровень интеграции. Реализация идей гуманизации и интеграции предполагает выход преподавателя за рамки собственного предмета, когда учитель способен осмысливать материал с философской, культурологической позиции, осознавая место своего предмета в системе культуры. Осуществление интегративного подхода в процессе анализа и интерпретации текста художественного произведения должно опираться на:
- 1) интеллектуальную зрелость, высокий уровень развития психических процессов мышления, восприятия, речи, памяти, фантазии и воображения учащихся;
2) интегрирование в психологическом облике ученика черт «мыслительного» и «художественного» типов;
3) развитие творческих способностей, предполагающих интегрирование знаний, эмоциональных впечатлений и опыта художественно-творческой деятельности;
4) формирование нового типа мышления (интегративного), позволяющего развивать у школьников личностное видение мира, личностное осмысление и личностное отношение к ним.