Литература Древнего Рима

Литература Древнего Рима представляет собой новый этап в истории единой античной лит-ры. Римская литература сохраняет систему жанров, возникших в Греции, ее проблематику, однако римские писатели развивают по-своему ряд проблем, выдвинутых гр писателями, и как результат делают худ-е открытия.

Периодизация римской литературы строится в соответствии с основными этапами истории общества и носит условный характер: Эпоха республики. Долитературный период (до 240 г. до н.э.). Мифологизм

-главная черта, которая сохранилась на протяжении многих веков.

Долитературный период — фольклор. Древнейшими памятниками фольклора, дошедшими до нас, являются сакральные гимны — это обращение к богам. Существовали также рабочие и обрядовые песни.

Ранняя римская литература (становление и расцвет полиса) до середины 2-го века до н.э. В конце 4-го в. в начале 3-го до н.э. Рим был античным полисом, подчинявшим себе всю среднюю Италию. В результате Рим становится крупной средиземноморской державой. В это время ведущими жанрами римской литературы становятся эпос и драма. Представители:

Андроник, Теренций и Плавт писали комедии и драмы, поэмы. Жанр комедии, впервые введенный Ливнем, носит название «паллиаты» (комедии плаща).

Римская трагедия отличалась от греческой; в ней не было хора и хоровых партий. Литература распада полиса (конец 2-го в. до н.э. — 30-е г. до н.э.). В 1 -м в. до н.э. обостряются глубокие социальные противоречия (борьба между имущими и неимущими). В это время создается обширная памфлетная и политическая литература. Начинает развиваться ораторское искусство (Цезарь и Цицерон).

В это время во всех областях культуры происходит накопление тех элементов, которые приведут позднее к рассвету римской литературы, на первый план начинает выходить поэзия «малых форм». Представители данного периода: Лукреций, Цицерон, Цезарь. К концу эпохи республики ораторское искусство становится главенствующим. Эпоха империи (30-» г. до н.э.).

Литература начала империи («век Августа» — до 14 г. н.э.). Гражданские войны закончились в Риме установлением империи (диктатура Августа). Установление мира в стране создало возможность для нового подъема культуры и литературы. Поэты прославляют героическое прошлое своей страны и народа. Самые яркие представители данного периода; Вергилий, Гораций. Писатели этого времени живо интересуются реальной жизнью: появляется жанр небольшого стихотворения — импровизации; активно развивается риторическая декламация.

2) поздняя римская литература 2-4 вв.н.э. Со 2-го века н.э.. римская литература вступает в полосу упадка. Римские императоры и их приближенные увлекаются греческой литературой и часто пишут на греческом языке, но и во время этого периода развития литературы есть яркие личности: Апулея (мистико-нравоучительский роман) «Золотой осел» или «метаморфозы». Гораций (65г. до н.э.. юг Италии).

Свои первые стихотворения Гораций называет «эподы» — часть лирического стихотворения, двустишие, в котором второй стих короче первого: заключение песни, (припев), одновременно он начинает писать сатиры. Сборник его эподов состоит из 17 стихотворений, содержание эподов отличается разнообразием, но среди них можно выделить  политического характера. В других стихотворениях Гораций касается некоторых явлений общественной жизни (критикует колдовство, осуждает моральное падение женщины).

Некоторые эподы посвящены сельской жизни на лоне природы — любимой темы поэта. «Сатиры». Гораций выпустил две книги сатир, первая книга — произведения раннего периода творчества. Большинство сатир Горация написано в форме диатриб — обсуждения в легком, разговорном тоне философского или эстетического тезиса.

Диалог ведется с воображаемым противником. Пороки современников Гораций не бичует, а без гнева их высмеивает. Он не ненавидит людей, а лишь поучает их. В результате его сатиры приобретают морализирующий характер. Гораций далек от суждения политических порядков, понимая недопустимость критики в то время. Гораций осуждает стремление к богатству, т.к. «увеличиваются заботы, растет скупость». «Оды» («Песни») — сборник лирических произведений. Восхищаясь греческой поэзией, Гораций ставит себе в заслугу, что перенес на римскую почву греческую лирику.

Внутреннее успокоение, умиротворение человека связано с принципами стоической философии. Деньги и власть — ничто, «только малым жить легко», требование «золотой середины» — все это основные идеи его од. «Хранить старайся духа спокойствие». Это важно в горе и в радости, т.к. «всех ждет один конец». Отсюда следует довольствоваться малым.

Люди проявляют склонность к различным занятиям, но поэзия стоит выше всего, пишет также о высокой миссии поэта. Повторяющаяся тема о неизбежности смерти связана у Горация с призывом к наслаждениям быстротечной жизни, к радостям любви. Но в любви Гораця нет той силы страсти, которая отличает творчество многих других лирических поэтов. Оды Горация считаются его лучшими произведениями.

Влияние Горация на последующее развитие литературы было очень велико. В русской литературе Горацием занимался Кантемир. Обращались к Горацию Ломоносов, Державин и Пушкин. В стихотворении Пушкина «Памятик» он взял в качестве эпиграфа первые два слова из оды Горация воздвиг памятник». Пушкин называл Горация «умным льстецом», «Августовым певцом», его сатиру «тонкой , легкой и веселой», из всех произведений лучшими считал оды. В дальнейшем горацинские мотивы встречают-:я у русских поэтов: Тютчева и Брюсова.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках литературы

Самост работа должна стать неотъемлемой частью процесса обучения, если вы хотите активизировать познавательную деятельность школьников. Перед преподавателем стоит задача не просто вложить в головы ребят «готовые» факты и сведения об окружающем мире, а научить их учиться: вооружить необходимыми умениями и навыками, чтобы самостоятельно приобретать знания.

Включение в самостоятельную работу не может быть стихийным. Нельзя полагать, что, усвоив знания, школьники сразу смогут перенести их в сферу индивидуальных действий. К самостоятельной работе необходимо приучать постепенно. Прежде чем предложить ученикам самим выполнить какое-то задание, учитель проделывает подобную работу перед ними, а потом и вместе с ними.

Следующий шаг — относительная самостоятельность ученика при выполнении задания. Однако задания поначалу должны носить тренировочный характер: учащиеся используют полученные знания в сходных условиях, выполняя их уже известным им способом.

Формирование навыков самостоятельной деятельности:

Чтение худ.произведений (делать закладки и выбирать цитаты для характеристики образов, авторской позиции, самостоятельно находить средства худ. выразительности);

Самостоятельная работа с учебником(работа с оглавлением, сносками, словарями, вопросы и задания);

Написание сочинений, творческих работ;

Подготовка докладов, рефератов, сообщений;

Формирование библиографических умений и навыков ( работа с каталогом, справочником, критикой);

Работа над планом, тезисами, конспектом.

Внеклассная работа:

Систематичная (кружки, факультативы, клубы, которые работают в течении года);

Эпизодические ( лит.вечера, КВН, викторины, соревнования);

Краеведение ( фольклор, изучение биографии, инсценирование, поиск одаренных детей).

2.Тема: Ода Горация «К Мельпомене» в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Учащимся предлагается самостоятельно прочесть стихотворение Горация в переводах Ломоносова и Державина. (Мельпомена — в греческой мифологии муза трагедии.)

Комментарий к стихотворению М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Аквилон — северный и северо-восточный ветер у древних греков. Авфид — река в южной Италии.

Давнус — легендарный царь Апулии, римской провинции, в которой родился Гораций. Алцейская лира — символ древнегреческой поэзии. Алцей — великий лирик (VII в. до н.э.).

Дельфийский — относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона, покровителя поэзии. Стихи эольски — образцовые стихи.

Комментарий к стихотворению Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» («Памятник»).

Рифей — Уральские горы. Фелица — обращение к просвещенному монарху — Екатерине II.

Работа по сопоставлению стихотворений.

Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите их основную тему.

— Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы?

— Ребята, как вы думаете, нашли ли отражение мысли Горация в этих произведениях? Докажем текстом.

Что ставит себе в заслугу М.В. Ломоносов? Г.Р. Державин?

— Найдем в текстах стихотворений слова, показывающие, с чем связывают свое бессмертие Ломоносов и Державин. — Что дает поэту право на бессмертие? (Ломоносов связывает свое бессмертие с Римом, здесь использована перифраза «великий Рим» — Гораций, «великий Рим» — господствующее государство. Идеалом поэта была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе. Задание 2. Обратим внимание на язык стихотворений. Какое из них труднее читать? Как по-вашему, с чем это связано,

— Какие слова придают стихотворениям торжественность? Найдем их в тексте.

Задание 5. Скажите, нашли ли отражение мысли Горация в стихотворениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина? Чем отличается стихотворение Державина от стихотворения Ломоносова?

Как вы думаете, что можно сказать о мировоззрении поэтов разных эпох?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Литература Древнего Рима