Классический реализм в английской прозе 19 века

В английской литературе критический реализм утвердился как ведущее направление в 30-40-е гг. Расцвет его совпал с наивысшим подъемом чартистского движения в 40-х гг.

Именно в это время были созданы такие романы, как «Домбн и сын» Диккенса, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «Джен Эйр» Ш. Бронте, «Мэри Бартон» Гаскелл. В эти же годы выступила плеяда чартистских поэтов, публицистов и критиков, наиболее известным среди которых был Э.Джонс. В поэзии и прозе этих лет отразились настроения широких народных

масс, их протест против социальной несправедливости. Критический реализм впитал в себя достижения культуры предшеств эпох, достижения просветит реализма, худ. открытия романтиков.

Вместе с тем его развитие было связано со становлением новой эстетики, новых принципов изображения действительности. Выявляется связь между человеком и конкретно-историческими условиями его существования, особенности личности раскрываются в их обусловленности соц. средой.

Детерминизм, сочетающийся с историзмом, становится основополагающим принципом критических реалистов, показавших своих

героев включенными в обществ структуру совр Англии. Критические реалисты обращаются к проблемам большой соц. значимости, пробуждают у читателей мысли о бесчеловечности, несправедливости существующих в буржуазном обществе порядков. Не являясь сторонниками революционных методов борьбы, Диккенс, Теккереи, Бронте и Гаскелл утверждали идеи гуманизма и демократизма. Своекорыстию буржуазных дельцов они противопоставляют нравственную чистоту, трудолюбие и стойкость простых людей.

Шарлотта Бронте. Перу Ш. Бронте принадлежат романы «Джен Эйр» (1847) «Шерли» (1849), «Городок» (1853), «Учитель» (1847, опубл. 1857). Известность и признание писательнице принес роман «Джен Эйр», поставивший имя Бронте рядом с именами крупнейших английских реалистов Х1Х в.  Романы Бронте привлекли к себе внимание современников значительностью проблематики, связанной с обличением социального неравенства, защитой женского равноправия своеобразием худ мастерства, одной из особенностей которого является соединение реалистического начала с романтической традицией. Герои Бронте наделены твердыми нравственными принципами, сильными страстями, отвагой и смелостью. Роман «Джен Эйр» был воспринят как манифест борьбы за права женщин.

Новаторский характер романа «Джен Эйр» состоит в том, что его героиней выступает женщина, смело отстаивающая свое человеческое достоинство, право на самост трудовую жизнь и любовь. Она активна и деятельна. Образ свободолюбивой и мятежной женщины, серьезно размышляющей о жизни, в полный голос заявляющей о своих стремлениях и чувствах, был новым явлением в англ, романе того времени.

В образе Джен Эйр писательница воплотила свои представления о совр женщине, способной определить свою жизнь, стать не только женой, но и достойной подругой мужчины. В условиях викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление крайней смелости взглядов писательницы. Образа, подобного Джен Эйр, не было ни у кого из современников Бронте — ни у Диккенса, ни у Теккерея, хотя она и перекликалась с Бронте в трактовке женских характеров.

Роман написан эмоционально, глубина чувств сочетается в нем с конкретностью описаний и остротой соц содержания. Автобиографическое начало подчинено задаче изображения типичных явлений англ действительности. В одном из критических отзывов, появившихся в Англии после выхода «Джен Эйр», этот роман был назван «антихристианским произведением».

Для этого имеются основания, хотя сама Бронте не была атеисткой, она была верующей христианкой, но смело выступила против религиозного фанатизма и бесчеловечности церковников, призывавших бедняков покорно смириться со своей участью. В романе обличается лицемерие и ханжество служителей Церкви. Смело прозвучал в романе призыв к равноправию женщин. Вопрос о полит равноправии женщин здесь не поднимается: во времена Ш. Бронте о нем не писали даже чартисты. Писательница отстаивает право женщины на равенство в семье и трудовой деятельности. Для того времени такое требование было весьма существенным.

Виды чтения на уроках литературы

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ Ч.- один из самых первых терминов в истории методики литературы. Суть его проста и вполне понятна из названия: чте­ние текста в классе должно сопровождаться разъяснением со стороны учителя. Конечно, поначалу такое чтение должно включать в себя разъяс­нение различных жизненных реалий, встречающихся в тексте.

Чем млад­ше ученик, чем скромнее его жизненный опыт, тем более очевидна необ­ходимость такого чтения. Такое чтение методист Бунаков называл «эн­циклопедическим». Его оппоненты, в том числе Л. Поливанов, считали, что давать представление о мире вовсе не является задачей школьной лите­ратуры. Гораздо важнее развивать в ученике чувство языка и связанное с ним логическое мышление. Однако обе точки зрения имеют свои преиму­щества.

Иногда, когда изучается достаточно «длинное» произведение, есть смысл напомнить связь «ныне происходящих» в книге событий с уже про­читанными. Со временем следует приучить ученика к самостоятельному комментированию читаемого, он должен уметь пользоваться толковыми словарями, справочниками, энциклопедиями (хотя бы детскими). Таким образом, объяснительное чтение, которое обычно практикуется в младших классах,- ступень к комментированному чтению.

КОММЕНТИРОВАННОЕ Ч.обычно применяется в старших классах, требует интенсивной и глубокой подготовки учителя. Если в младших классах учи­тель должен прокомментировать новые для учеников слова, то в старших требуется более глубокий комментарий — культурологический, с элемен­тами историософии, мировоззренчески глубокий и основательный. Подоб­ный комментарий всегда обогащает восприятие учениками текста, создает соответствующую атмосферу на уроке литературы.

В системе занятий по литературе в старших классах средней школы комментированное Ч. художественного текста занимает значительное место.Комментированное Ч, как правило, должно занимать глав­ное место на первых этапах работы над художественным произве­дением, преследуя цель общего ознакомления учащихся с анали­зируемым произведением, «введения» их в творческую лаборато­рию писателя, «накопления» материала для последующих выво­дов.

К этому виду работы учитель обращается и при анализе образов-персонажей, и при разборе сюжета и композиции произведе­ния, и при изучении выразительных средств языка. При этом, разумеется, комментированное чтение должно сочетаться с дру­гими приемами анализа художественного произведения (беседа, лекция, пересказы отдельных эпизодов, заучивание наизусть, подбор цитат, различные письменные работы, чтение и конспек­тирование критических статей и пр.).

Чем слабее класс, чем он менее подготовлен к самостоятель­ной работе над текстом, над языком художественного произведе­ния, тем большее место в системе работы учителя должно занять комментированное чтение.

Принципы комментирования текста

1. Целенаправленность (учитель хорошо должен представлять себе, какие стороны произ­ведения раскроются перед учащимися в процессе комментирова­ния, какие навыки приобретут учащиеся. Учителю здесь необходимо прежде все­го правильно отобрать важнейшие сцены, отрывки, сюжетно-ком-позиционные узлы для комментария и наметить систему работы над ними.)

  • 2. Анализ отобранных для чтения отрывков не должен быть по­верхностным, схематичным, когда обращается внимание только на идею произведения и оставляются в стороне красота и вырази­тельность слова, эстетическая функция того или иного художе­ственного приема.
  • 3. Комментирование не должно быть излишне дробным.
  • 4. Комментирование текста учителем должно иметь своей целью активизацию мышления ученика и подкрепляться самостоятель­ной работой учащихся.

Комментирование текста — не самоцель, а одно из средств развития художественного мышления учащихся, воспитания эстетического вкуса, выработки у них ряда навыков чтения и ана­лиза текста.

5. Комментированию должно предшествовать предварительное знакомство учащихся с анализируемым произведением и данным отрывком. Всякое комментирование должно заключаться хотя бы краткими выводами, чтобы затем перейти непосредственно к ана­лизу произведения. Комментирование текста связано в большой мере с выразительным чтением.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ Ч.Один из основных инструментов современного учителя — интонация. Интонация основывается на так называемой выразительной триаде. Выра­зительная триада, в свою очередь, состоит из 1) техники речи; 2) логики чтения; 3) эмоционально-образной выразительности.

Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К.С.Станиславского1, Г.В.Артоболевского2, В.Н.Ак­сенова3 и др.

Выразительное чтение — основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот эле­мент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушивани­ем аудиозаписей с голосами авторов или артистов.

Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому ов­ладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики. Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или «по ролям», они зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными, слишком сдержан­ными в передаче интонационного рисунка речи.

Уроки выраз. Ч. проводятся для целенаправленного обучения выраз. Чтению эпич., лирич., драм. Пр-й.Эти часы в пр-ме по зар. Лит-ре не предусмотрены, но их нужно выделять. Во-первых, ВЧ пр-й разных жанров имеет свои ос-ти. Во-вторых, оно облегчает понимание текста и выучивание напамять.

Стр-ра урока ВЧ имеет свою специфику. Среди его разнообр. Эл-тов обязательные 3, к-е повторяются несколько раз: 1) Чтение текста (с чередованием известных учителю приемов метода творч. чтения). 2) Словарная работа.3) Беседа ( с чередованием вопросов ): А) о чем прочитали; Б) как прочитали;В) как необходимо прочитать.

Реализуется методом творческого чтения,  и принадлежащими ему приемами.

В 5-6 кл. цель творческого чтения — научить учеников правильно, вдумчиво, выразит-но читать и понимать прочитанное.

В 7-8 кл. при чтении худ. пр-я учитель учитывает предыдущую подготовку учениковков. Если они уже хорошо овладели приемами творческого чтения, учитель усовершенствует полученные умения и вводит новые приемы : чтение под музыку, чтение на память по действ. лицам, инд. чтение или самост. чтение (дома и в классе).

Следует обозначить, что распределение приемов по классам условный. Уч-ль может использовать какой-либо из приемов в разных классах, если это будет эффективно и будет соответствовать уровню подготовки детей.

В старших кл. ученикики преимущественно обрабатывают пр-я дома. А в классе звучат только нек. из них(небольшие по объему или отд. отрывки).

Если уч-лю не удается привлечь внимание к книге, скажем, учеников ср. кл. и

Сделать процесс чтения жизненной необх-ю, то на след. этапе обучения осуществить эту задачу будет сложнее.

Главная цель учителя на этом этапе — управлять процессом чтения(если оно происходит в классе), наблюдать и контролировать его (если уч-ки читают дома). Цель достигнута в случае прочтения уч-ми худ. пр-я. Только тогда уч-ль может начинать роботу, направленную на подготовку к худ. анализу.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Классический реализм в английской прозе 19 века