Неоромантизм возник па основе неприятия буржуазной действительности. Писатели-неоромантики (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад) в своем творчестве противостояли, с одной стороны, прозаическому бытописательскому натурализму, упадничеству и изысканной изнеженности эстетов, а с другой стороны, отвергали реалистическую правдивость изображения жизни.

В основе их творчества лежал романтический разлад между действительностью и мечтой. Однако, используя романтический метод, неоромантики существенно отличаются от своих предшествен­ников-романтиков. Для неоромантического направления характерно не противопоставление обычным людям исключительных героев, а поиски идеала в самой действительности, «открытие» героя в обыкновенном человеке.

Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное.

Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной. Искусство, по мнению неоромантиков, не только приподнимает человека над будничностью деловой жизни, не только показывает ему чудесный мир фантазии, но и дает ему ключ к пониманию смысла жизни, требует от своего читателя изменения собственной жизненной позиции. Для неоромантизма характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих   возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни.

Роберт Луис Стивенсон (1850-1894)— романист, поэт, новеллист, драматург, критик. В его творчестве неоромантические принципы получили наиболее полное и последовательное воплощение. Лучшая часть его художественного наследия — романы «Остров Сокровищ», «Владетель Баллантрэ», повести «Дом на дюнах», «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», новеллы и поэзия. Герои Стивенсона — это, как правило, юноши, только вступающие в жизнь и воспринимающие окружающий мир с удивлением и радостью.

Наивность и душевная чистота героев Стивенсона не только позволяют им увидеть красоту жизни, но и всегда вознаграждаются автором: герои обретают своих возлюбленных («Катриона», «Черная стрела»), находят сокровища («Остров сокровищ»). Произведения Стивенсона утверждают оптимистическое стремление к торжеству высоких нравственных идеалов. Стиль писателя лаконичен и красочен. В поэзии опирается на нац. фольклор, традиции. Утверждает неоромантическую эстетику, активно борется с пессимистическими тенденциями в лит-ре, защищает худ. наследие классич. лит-ры. (1857-1924).

Д.Конрад (Теодор Юзеф Конрад Коженевский) — романист, новеллист. Долгое время служил в англ. торг, флоте. Культ моря и парусных судов. Как неоромантик, Конрад изображает сильных, мужественных людей, способных жить полной жизнью, чувствовать ответственность за других людей, понимать низменность и ограниченность современного им буржуазного общества.

Произведения часто строятся на нравственных конфликтах, проявляется тонкий психологизм автора. Тонкий и красочный стиль повествования. Морские пейзажи полны и разнообразно передают жизнь моря, обладают силой худ. воздействия. Лучшие произведения Конрада — романы «Негр с «Нарцисса», «Лорд Джим», «На взгляд Запада», «Победа», повесть «Сердце тьмы».

Артур Конан Доил (1859-1930). Новеллист, романист, поэт, публицист, драматург. Известность Конан Доила связана, в первую очередь, с его детективными произведениями о Шерлоке Холмсе: «Приключения Шерлока Холмса», «Собака Баскервилей». «Возвращение Шерлока Холмса», «Случаи из судебной практики Шерлока Холмса». Достоин­ство этих книг — в стремлении утвердить идею справедливости. Герой Конан Доила пытается исправить пороки общества, с которыми не способны бороться официальные власти.

В то же время Холмс свято верит в незыблемость Британской империи и всегда готов прийти на помощь правительству. Умение писателя создать атмосферу тайны, показать силу человеческого разума, его душевное благородство ярко воплощены в произведениях о Шерлоке Холмсе. Конан Дойлу принадлежит и ряд исторических романов: «Родни Стоун», «Белый отряд». Большой популярностью пользуются научно-фантастические произведения: «Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна».

Академический и школьный анализ художественного текста: восприятие, анализ, интерпретация

Отличие академического и школьного анализа художественного текста — его направленность. Академ анализ — филологическая направленность, научный подход. Школный анализ — воспитательная и развивающая напрпвленность, что служит целью художественного анализа текта. Возникает вопрос — сущ ли в школе анализ текста худ произведения.

В школе сущ читательская интерпретация худ текта, а аналза как такового нет, тем более, что в науке нет четкой границы между интерпретацией и анализом худ текста. Т.о. правельнее было бы ответить,что в школе мы имеем дело и с тем, и с др. , в том числе и с восприятием текста (отождествление текста и реальности — первый уровень — младшие классы; нравственно-психологическое воспр текста через жизненный опыт- второй уровеньм — 5-6 классы; идейно-эстетическое восприятие — третий уровень — 6-8(9)классы; адекватное восприятие положительных сторон и проблематики — 4 уровень 10-11(12)классы.)

Традиционные пути анализа худ текта: 1. всед за втором (особенно при анализе драматических произведение) 2. Пообразный 3. Проблемный (постановка проблем — на основе всего тектса) 4. Композиционный анализ.

Не традиционные пути анализа худ текта:

1. Компоративный(Мирошниченко,Волошина) — общность проблематики, системы образов, позиции автора, стили автора с выходом на проблему вечного образа в литературе — межпредметные связи

2. Гендерный подход/анализ(непосредственная работа с самим текстом, например, женская тема, рассмотрение мужских образов; учет индивидуального мужского и женского восприятия).

3. Структурный анализ

4. Культорологический анализ

5. Автобиографический анализ

6. Хронотипический анализ

7. Этнонациональный анализ

8. Этнокультурологический анализ и...

т.д

Рассмотрим более подробно несколько видов анализа художественного произведения

Анализ «вслед за автором», в основе к-го лежит сюжет пр-я, а осн. звеном явл-ся эпизод, сцена, глава, имеет ряд неоспоримых достоинств :естественность  порядка разбора, повторяющего на более сложной основе процесс чтения, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональнлсть, возникающая при вовлечении класса в сопереживание, рассм-е пр-я во вз-вии формы и содерж-я  .

Однако практич. удобство этого пути , объясняющееся тем, что шк-ки могут постепенно знакомиться с отд. Частями пр-я, оборачивается иногда ограниченностью анализа. Он часто сосредоточен здесь в рамках эпизода, и не всегда достаточно глубоко удается прояснить связи отд. звена со всем строем пр-я.

Трудность сопоставления разных звеньев по ходу развития д-вия ведет часто к неясному представлению об общей концепции пр-я, к отсутствию обобщенности в анализе. Поэтому появл-ся опасность превращения анализа в сплошное комментирование текста.

Если считаться с возм-ми лит. восприятия, то анализ в ср. звене следует строить, опираясь на событийную основу пр-я. От поступка к хар-ру, от события к сьыслу-таков характерный путь шк. разбора, намеченный еще М.А.Рыбниковой и названный ею «вслед за автором».

Этот путь реализует потребность активного сопереживания и интерес детей к д-вию, к событийной стороне пр-я.Поводом для обращения к данному анализу явл-ся также своеобразная «частичность» восприятия в этом возрасте, что приводит к выпадению из чит. сознания существенных звеньев сюжета, к неполноте понимания авторской идеи.

Полезность исп-я анализа «вслед за автором» в ср. звене ни в коей мере не означает исключения его из арсенала ср-в работы в старших классах. Во-первых, и в ср. кл-х уч-ков недостаточно лит-но развитых. Во-вторых, при анализе пр-й, стиль и течение к-х с трудом открываются шк-кам при самост. чтении, остается необходимым(например, поэма  А.Блока «Двенадцать»). В-третьих, лит.  природа пр-я часто тяготеет к этому типу анализа(развитие конфликта в драме не может быть послед-но рассм-но вне этого пути разбора). В-четвертых, лит. пр-е должно не отсекать, а сохранять ценные кач-ва, приобретенные ребятами в предшествующие периоды.

Изучение системы образования произведения. Этот анализ наделен наибольшей возрастной всеобщностью и способствует утверждению взгляда на лит-ру как на человековедение.

В лит. восприятии школьников среднего звена остро сказывается процесс самоутверждения личности, к-я в  отрочестве складывается, пытаясь осознать себя. Психич. Развитие в этом возрасте диктует обостренное внимание к нравственным вопросам. Это не может не сказаться на содержании и форме анализа. Учитывая этическую ориентацию ребят в их отн-и к иск-ву, полезно строить анализ так, чтобы на первом плане оказывались образы героев пр-я, нравственные коллизии. Это совсем не значит, что анализ огранич-ся нравственным содержанием пр-я. Постепенно в него включаются и эстетич. и соц. мотивы.

Проблемный анализ произведения

Для того, чтобы охв-ть этот путь анализа, необходимо уточнить такие понятия, как проблемный вопрос и проблемная ситуация.

Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти проблемный вопрос, к-й явится началом , завязкой проблемного подхода к теме. Проблемный вопрос -это вопрос, к-й создает возможность  неоднозначных ответов, ведет к поиску и развернутому доказательству решения. Для того, чтобы проблемный вопрос развивался в проблемную ситуацию, необходимо обнаружить разные грани его решения, сопоставить разные варианты ответов.

Проблемный вопрос, в отличие от вопроса, рассчитанного на репродуктивную деят-ть, как правило, сложен, иногда выступает в форме противоречия, однако разрешимого для уч-ков;он должен обнаружить «второй план» фактов, не очевидный  для уч-ков смысловой подтекст.

Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для уч-ков, отвечать их потребностям, «входить» в круг их интересов и вместе с тем соотв-ть природе худ. пр-я, логике науки о лит-ре. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной заинтересованностью уч-ка и ситуация затруднения, когда дети не могут разрешить проблему, вызывает потребность в новых знаниях, в более глубоком осмыслении материала.

Выразительное чтение как прием анализа текста

Уроки выраз. Чтения проводятся для целенаправленного обучения выраз. Чтению эпич., лирич., драм. Пр-й.Эти часы в пр-ме по зар. Лит-ре не предусмотрены, но их нужно выделять. Во-первых, ВЧ пр-й разных жанров имеет свои ос-ти. Во-вторых, оно облегчает понимание текста и выучивание напамять.

Стр-ра урока ВЧ имеет свою специфику. Среди его разнообр. Эл-тов обязательные 3, к-е повторяются несколько раз: 1)Чтение текста (с чередованием известных учителю приемов метода творч. чтения).2)Словарная работа.3)Беседа ( с чередованием вопросов ): А) о чем прочитали; Б) как прочитали;В) как необходимо прочитать.

Реализуется методом творч. чтения ,и принадлежащими ему приемами.

В 5-6 кл. цель творч. чтения- научить уч-ков правильно, вдумчиво, выразит-но читать и понимать прочитанное.

В 7-8 кл. при чтении худ. пр-я учитель учитывает предыдущую подготовку уч-ков. Если они уже хорошо овладели приемами творч. чтения, учитель усовершенствует полученные умения и вводит новые приемы : чтение под музыку, чтение на память по действ. лицам, инд. чтение или самост. Чтение (дома и в классе).

Следует обозначить, что распределение приемов по классам условный. Уч-ль может использовать какой-либо из приемов в разных классах, если это будет эффективно и будет соответствовать уровню подготовки детей.

В старших кл. уч-ки преимущественно обрабатывают пр-я дома. А в классе звучат только нек. из них(небольшие по объему или отд. отрывки).



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Неоромантизм на рубеже XIX — XX веков