Неоромантизм на рубеже XIX — XX веков
Неоромантизм возник па основе неприятия буржуазной действительности. Писатели-неоромантики (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад) в своем творчестве противостояли, с одной стороны, прозаическому бытописательскому натурализму, упадничеству и изысканной изнеженности эстетов, а с другой стороны, отвергали реалистическую правдивость изображения жизни.
В основе их творчества лежал романтический разлад между действительностью и мечтой. Однако, используя романтический метод, неоромантики существенно отличаются
Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем
Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной. Искусство, по мнению неоромантиков, не только приподнимает человека над будничностью деловой жизни, не только показывает ему чудесный мир фантазии, но и дает ему ключ к пониманию смысла жизни, требует от своего читателя изменения собственной жизненной позиции. Для неоромантизма характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни.
Роберт Луис Стивенсон (1850-1894)— романист, поэт, новеллист, драматург, критик. В его творчестве неоромантические принципы получили наиболее полное и последовательное воплощение. Лучшая часть его художественного наследия — романы «Остров Сокровищ», «Владетель Баллантрэ», повести «Дом на дюнах», «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», новеллы и поэзия. Герои Стивенсона — это, как правило, юноши, только вступающие в жизнь и воспринимающие окружающий мир с удивлением и радостью.
Наивность и душевная чистота героев Стивенсона не только позволяют им увидеть красоту жизни, но и всегда вознаграждаются автором: герои обретают своих возлюбленных («Катриона», «Черная стрела»), находят сокровища («Остров сокровищ»). Произведения Стивенсона утверждают оптимистическое стремление к торжеству высоких нравственных идеалов. Стиль писателя лаконичен и красочен. В поэзии опирается на нац. фольклор, традиции. Утверждает неоромантическую эстетику, активно борется с пессимистическими тенденциями в лит-ре, защищает худ. наследие классич. лит-ры. (1857-1924).
Д.Конрад (Теодор Юзеф Конрад Коженевский) — романист, новеллист. Долгое время служил в англ. торг, флоте. Культ моря и парусных судов. Как неоромантик, Конрад изображает сильных, мужественных людей, способных жить полной жизнью, чувствовать ответственность за других людей, понимать низменность и ограниченность современного им буржуазного общества.
Произведения часто строятся на нравственных конфликтах, проявляется тонкий психологизм автора. Тонкий и красочный стиль повествования. Морские пейзажи полны и разнообразно передают жизнь моря, обладают силой худ. воздействия. Лучшие произведения Конрада — романы «Негр с «Нарцисса», «Лорд Джим», «На взгляд Запада», «Победа», повесть «Сердце тьмы».
Артур Конан Доил (1859-1930). Новеллист, романист, поэт, публицист, драматург. Известность Конан Доила связана, в первую очередь, с его детективными произведениями о Шерлоке Холмсе: «Приключения Шерлока Холмса», «Собака Баскервилей». «Возвращение Шерлока Холмса», «Случаи из судебной практики Шерлока Холмса». Достоинство этих книг — в стремлении утвердить идею справедливости. Герой Конан Доила пытается исправить пороки общества, с которыми не способны бороться официальные власти.
В то же время Холмс свято верит в незыблемость Британской империи и всегда готов прийти на помощь правительству. Умение писателя создать атмосферу тайны, показать силу человеческого разума, его душевное благородство ярко воплощены в произведениях о Шерлоке Холмсе. Конан Дойлу принадлежит и ряд исторических романов: «Родни Стоун», «Белый отряд». Большой популярностью пользуются научно-фантастические произведения: «Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна».
Академический и школьный анализ художественного текста: восприятие, анализ, интерпретация
Отличие академического и школьного анализа художественного текста — его направленность. Академ анализ — филологическая направленность, научный подход. Школный анализ — воспитательная и развивающая напрпвленность, что служит целью художественного анализа текта. Возникает вопрос — сущ ли в школе анализ текста худ произведения.
В школе сущ читательская интерпретация худ текта, а аналза как такового нет, тем более, что в науке нет четкой границы между интерпретацией и анализом худ текста. Т.о. правельнее было бы ответить,что в школе мы имеем дело и с тем, и с др. , в том числе и с восприятием текста (отождествление текста и реальности — первый уровень — младшие классы; нравственно-психологическое воспр текста через жизненный опыт- второй уровеньм — 5-6 классы; идейно-эстетическое восприятие — третий уровень — 6-8(9)классы; адекватное восприятие положительных сторон и проблематики — 4 уровень 10-11(12)классы.)
Традиционные пути анализа худ текта: 1. всед за втором (особенно при анализе драматических произведение) 2. Пообразный 3. Проблемный (постановка проблем — на основе всего тектса) 4. Композиционный анализ.
Не традиционные пути анализа худ текта:
1. Компоративный(Мирошниченко,Волошина) — общность проблематики, системы образов, позиции автора, стили автора с выходом на проблему вечного образа в литературе — межпредметные связи
2. Гендерный подход/анализ(непосредственная работа с самим текстом, например, женская тема, рассмотрение мужских образов; учет индивидуального мужского и женского восприятия).
3. Структурный анализ
4. Культорологический анализ
5. Автобиографический анализ
6. Хронотипический анализ
7. Этнонациональный анализ
8. Этнокультурологический анализ и т.д
Рассмотрим более подробно несколько видов анализа художественного произведения
Анализ «вслед за автором», в основе к-го лежит сюжет пр-я, а осн. звеном явл-ся эпизод, сцена, глава, имеет ряд неоспоримых достоинств :естественность порядка разбора, повторяющего на более сложной основе процесс чтения, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональнлсть, возникающая при вовлечении класса в сопереживание, рассм-е пр-я во вз-вии формы и содерж-я .
Однако практич. удобство этого пути , объясняющееся тем, что шк-ки могут постепенно знакомиться с отд. Частями пр-я, оборачивается иногда ограниченностью анализа. Он часто сосредоточен здесь в рамках эпизода, и не всегда достаточно глубоко удается прояснить связи отд. звена со всем строем пр-я.
Трудность сопоставления разных звеньев по ходу развития д-вия ведет часто к неясному представлению об общей концепции пр-я, к отсутствию обобщенности в анализе. Поэтому появл-ся опасность превращения анализа в сплошное комментирование текста.
Если считаться с возм-ми лит. восприятия, то анализ в ср. звене следует строить, опираясь на событийную основу пр-я. От поступка к хар-ру, от события к сьыслу-таков характерный путь шк. разбора, намеченный еще М.А.Рыбниковой и названный ею «вслед за автором».
Этот путь реализует потребность активного сопереживания и интерес детей к д-вию, к событийной стороне пр-я.Поводом для обращения к данному анализу явл-ся также своеобразная «частичность» восприятия в этом возрасте, что приводит к выпадению из чит. сознания существенных звеньев сюжета, к неполноте понимания авторской идеи.
Полезность исп-я анализа «вслед за автором» в ср. звене ни в коей мере не означает исключения его из арсенала ср-в работы в старших классах. Во-первых, и в ср. кл-х уч-ков недостаточно лит-но развитых. Во-вторых, при анализе пр-й, стиль и течение к-х с трудом открываются шк-кам при самост. чтении, остается необходимым(например, поэма А.Блока «Двенадцать»). В-третьих, лит. природа пр-я часто тяготеет к этому типу анализа(развитие конфликта в драме не может быть послед-но рассм-но вне этого пути разбора). В-четвертых, лит. пр-е должно не отсекать, а сохранять ценные кач-ва, приобретенные ребятами в предшествующие периоды.
Изучение системы образования произведения. Этот анализ наделен наибольшей возрастной всеобщностью и способствует утверждению взгляда на лит-ру как на человековедение.
В лит. восприятии школьников среднего звена остро сказывается процесс самоутверждения личности, к-я в отрочестве складывается, пытаясь осознать себя. Психич. Развитие в этом возрасте диктует обостренное внимание к нравственным вопросам. Это не может не сказаться на содержании и форме анализа. Учитывая этическую ориентацию ребят в их отн-и к иск-ву, полезно строить анализ так, чтобы на первом плане оказывались образы героев пр-я, нравственные коллизии. Это совсем не значит, что анализ огранич-ся нравственным содержанием пр-я. Постепенно в него включаются и эстетич. и соц. мотивы.
Проблемный анализ произведения
Для того, чтобы охв-ть этот путь анализа, необходимо уточнить такие понятия, как проблемный вопрос и проблемная ситуация.
Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти проблемный вопрос, к-й явится началом , завязкой проблемного подхода к теме. Проблемный вопрос -это вопрос, к-й создает возможность неоднозначных ответов, ведет к поиску и развернутому доказательству решения. Для того, чтобы проблемный вопрос развивался в проблемную ситуацию, необходимо обнаружить разные грани его решения, сопоставить разные варианты ответов.
Проблемный вопрос, в отличие от вопроса, рассчитанного на репродуктивную деят-ть, как правило, сложен, иногда выступает в форме противоречия, однако разрешимого для уч-ков;он должен обнаружить «второй план» фактов, не очевидный для уч-ков смысловой подтекст.
Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для уч-ков, отвечать их потребностям, «входить» в круг их интересов и вместе с тем соотв-ть природе худ. пр-я, логике науки о лит-ре. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной заинтересованностью уч-ка и ситуация затруднения, когда дети не могут разрешить проблему, вызывает потребность в новых знаниях, в более глубоком осмыслении материала.
Выразительное чтение как прием анализа текста
Уроки выраз. Чтения проводятся для целенаправленного обучения выраз. Чтению эпич., лирич., драм. Пр-й.Эти часы в пр-ме по зар. Лит-ре не предусмотрены, но их нужно выделять. Во-первых, ВЧ пр-й разных жанров имеет свои ос-ти. Во-вторых, оно облегчает понимание текста и выучивание напамять.
Стр-ра урока ВЧ имеет свою специфику. Среди его разнообр. Эл-тов обязательные 3, к-е повторяются несколько раз: 1)Чтение текста (с чередованием известных учителю приемов метода творч. чтения).2)Словарная работа.3)Беседа ( с чередованием вопросов ): А) о чем прочитали; Б) как прочитали;В) как необходимо прочитать.
Реализуется методом творч. чтения ,и принадлежащими ему приемами.
В 5-6 кл. цель творч. чтения- научить уч-ков правильно, вдумчиво, выразит-но читать и понимать прочитанное.
В 7-8 кл. при чтении худ. пр-я учитель учитывает предыдущую подготовку уч-ков. Если они уже хорошо овладели приемами творч. чтения, учитель усовершенствует полученные умения и вводит новые приемы : чтение под музыку, чтение на память по действ. лицам, инд. чтение или самост. Чтение (дома и в классе).
Следует обозначить, что распределение приемов по классам условный. Уч-ль может использовать какой-либо из приемов в разных классах, если это будет эффективно и будет соответствовать уровню подготовки детей.
В старших кл. уч-ки преимущественно обрабатывают пр-я дома. А в классе звучат только нек. из них(небольшие по объему или отд. отрывки).