Оригинальность английской литературы XVII века

Английская литература XVII столетия – это литература эпохи революционной ломки. Она развивается в обстановке ожесточенной идеологической и соц борьбы, в тесной связи с событиями своего времени.

В литературной жизни Англии этой поры различают в свою очередь три этапа, первый из которых приходится на предреволюционные десятилетия (20-30 годы), второй охватывает годы революции и республики (40-50 годы), третий совпадает с периодом реставрации (60-80 года). Переходной характер эпохи, сложность и

острота соц-полит коллизий в стране обусловили сложность и противоречивость ее лит процесса. В Англии эта эпоха не имеет однозначной характеристики: барокко существует здесь с классицизмом и разнородные лит принципы причудливо переплетаются в тв-ве одного и того же автора.

Симптоматично, что лучшее создание века – поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» – родилась как бы на скрещении двух худож направлений , господствовавших в западноевропейском искусстве этого времени. В первой четверти XVII века анг лит развивалась еще гл образом под знаком Возрождения. В 20-30 годах XVII ведущим направлением

в англ лит становится барокко. В тв-ве ряда писателей зреют ростки классицизма. Господствующее положение в англ поэзии первой половины XVII века занимает так называемая «метафизическая школа», представляющая одно из направлений европ литры барокко.

Основоположником школы считается Джон Донн, тв путь которого воспроизводит в общих чертах одну из основных линий в эволюции англ. лит-ры этой переломной поры. Второй этап в развитии англ. лит-ры XVII века отмечен бурным расцветом публицистики. Литература становится летописью революционных событий и оружием в общественной борьбе. Все политические группировки выдвигают мастеров публицистики. Огромную роль в культуре революционного периода сыграла Библия. Заключительный, наиболее интересный в худ. отношении этап в развитии англ. лит-ры. XVII века охватывает период Реставрации.

Передовая лит-ра этих лет осмысляет итоги революции, выступает против восстановленной монархии. В лит процессе господствует борочное и классицисткая худ. система. К этому историко-литературному этапу относится поздний период тв деятельности Мильтона. Джон Мильтон (1608-1674), поэт, мыслитель и публицист, неразрывно связавший свою судьбу с событиями великой англ.революции, по праву считается символом наивысших достижений лит-ры Англии XVII века. Его творчество оказало длительное, гл влияние на развитие европ общественной мысли и лит-ры последующих эпох. Все написанное Мильтоном за полвека, при несомненном мастерстве, меркнет рядом с его шедевром – «Потерянный рай».

Сюжет «Потерянного рая» автор почерпнул из Библии. Ветхозаветный миф о грехопадении первых людей, был положен в основу «Потерянного рая». Эта поэма подводила итоги многолетним раздумьям автора о религии и философии, о судьбах родины и человечества, о путях его полит и дух совершенствования. Драмат события «Потерянного рая» разыгрываются на фоне необозримых просторов Вселенной. Его тема – священная история, а герой – Бог, Дьявол, Мессия, Адам и Ева. Весь мир и чел история предстают между Добром и Злом. Мильтон рисует в поэме впечатляющие сцены битв небесных легионов и воспевает победу Бога над Дьяволом, повествует от грядущего спасения людей и трудом, но неуклонном их пути к совершенствованию.

Исполнителем благих предначертаний – Владыка Мира выступает Бог-сын. Герой предстает в поэме в самых разл ипостасях. В нем воплощены опред моральные принципы, которые были дороги поэту: покорность воле Бога-отца, беспощадность к врагам, милосердие к заблудшим, готовность к самопожертвованию. Образ Дьявола в эпосе Мильтона, вопреки библейской его трактовки, выглядит столь величественным и привлекательным, что рядом с ним теряются и тускнеют все остальные персонажи поэмы.

Человек изображается в «Потерянном рае» как существо, стоящее в центре мироздания: на «лестнице Природы» он занимает среднее положение между чувственным, животным миром и миром ангелов. Примечательны в поэме неповиновение первых людей деснице божьей: вкусить запретный плод побуждает Еву неуклонная жажда знания. Создавая «Потерянный рай», поэт вдохновляет не только литературными образами, но и героической атмосферой своего переломного времени – времени, когда было подвергнуто в прах сооружавшееся веками здание феодальной монархии. В поэме сочетаются барочные классицисткие тенденции.

Актуальные проблемы современного урока зарубежной литературы

Поскольку школьный предмет «Литература» является одним из видов искусства, то и методика его преподавания в школе по сути своей является  наукой и искусством, требующей от учителя способности к самостоятельному художественному и научному творчеству. Учитель должен  не только дать школьникам необходимые знания по истории и теории литературы, сформировать навыки литературоведческого анализа текста, но и научить их сопереживанию, состраданию, сочувствию.

В процессе восприятия учащимися текста художественного произведения возникают эмоции и чувства, которые присущи человеку при,, соприкосновении с любым видом искусства.   В сознании школьника-читателя возникают зрительные, слуховые, словесные образы, которые сопровождают его  так же, как если бы он смотрел живописное полотно или слушал музыку, сочинял бы собственное литературное произведение.

Литература как вид искусства обладает рядом функции: познавательной, воспитательной, гедонистической (доставляет духовное наслаждение), эстетической, коммуникативной и др. Эта особенность литературы позволяет учителю реализовать на уроке важнейшие воспитательные задачи. В самом тексте художественного произведения имеется все необходимое для формирования чувств детей, их духовного мира, личностного отношения к проблематике, системе образов, к образу самого автора.

Без осуществления личностно-ориентированного подхода к анализу текста немыслим урок литературы ни раньше, ни теперь. Особую роль при этом играет личность учителя-словесника. Необходимо рассмотреть ряд вопросов, связанных с его духовно-нравственным обликом, профессиональными качествами, об­щекультурным уровнем. Особое внимание следует обратить на художественно-творческую направленность его личности, которая во многом определяет атмосферу урока, его диалогичность, обеспечивает общение с учениками совершенно на новом уровне – общение «от духа к духу».

Личностно-ориентированный подход к преподаванию литературы возможен также при условии осуществления межпредметных связей на уроке. Современный урок литературы – это урок и философии, культуры, искусства, психологии, этики и, конечно, литературоведения, лингвистики, текстологии, документалистики и т.д.

Учитель-словесник должен понимать, что от него требуются не только” литературоведческие мания, умения и навыки, но и знание возрастных психологических особенностей восприятия литературы, особенностей развития логического и образного мышления учащихся, памяти, внимания, познавательных интересов в каждой возрастной группе. Уже в первом модуле предлагается изучение проблемы контроля и коррекции знаний школьников по литературе, использование тестов.

Тесты по литературе – это особая проблема, потому что здесь статистический подход, лежащий в основе тестирования, входит в противоречие с сутью литературы как словесного творчества. Однако тестирование – самая распространенна во всем мире форма обучения и контроля знаний учащихся и студен­тов. К числу достоинств тестов относится их более гибкая, более индивидуализированная система оценки знаний, поскольку здесь шире шкала оценок; возможность использования как в режиме кон­тролирующем, так и обучающем.

Современные программы по литературе для старших классов представляют собой краткий историко-литературный курс, который требует от школьников значительных усилии в самостоятельном его овладении. В этом возрасте приходит осмысление исторического пространства и времени, среды, духовно-нравственных ценностей. В средних классах учащимся предстоит научиться воспринимать и понимать литературу как искусство слова, которое способствует их личному росту и развитию.

Учитывая психологические особенности, необходимо включать школьников в разные виды художественного творчества, в котором учащиеся смогут выражать свое понимание прочитанного, изученного. Это могут быть ассоциации по  форме и цвету, неординарные переносы образных характеристик в других видах искусств, различные сопоставления.

От своего учителя потребуется проявление собственных творческих способностей, фантазии, воображения. Кроме того, необходима определенная переориентация в методических подходах к созданию урока – от урока информации к уроку-образу, уроку-сотворчеству. Сама педагогическая деятельность учителя литературы должна рассматриваться как художественное творчество, которое сродни творчеству писателя, поэта, композитора, художника, актера.




Педагогика это.
Сейчас вы читаете: Оригинальность английской литературы XVII века