Роман в мировой литературе 19 века

Роман — большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни.

Объемность романа — количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и истории развития

характера. Особенность и преимущество жанра романа состоит в том, что он позволяет во всей полноте и многообразии показать взаимоотношения человека и общества, место человека в мире.

Расцвет романа наступает в XIX в., когда достигли зрелости и получили широкое распространение самые различные разновидности романа: социально-бытовой (история одной или нескольких семей) — Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах», Л. Толстой «Анна Каренина»;

социально-психологический («история души человеческой») — Л. Войнич «Овод», М. Лермонтов «Герой нашего времени»;

исторический

(изображение конфликтов другой эпохи) — Л. Толстой «Война и мир»;

роман воспитания (история становления характера) — Ч. Диккенс «Домби и сын»;

философский (в центре борьба идей или концепций) — Ф. Достоевский «Преступление и наказание»;

роман-путешествие (история реального или вымышленного путешествия) — Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»; Роман-утопия — Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»;

Любовный (в центре — история любви) — Ж. Санд «Консуэлло»; Авантюрный — М. Рид «Всадник без головы»;

роман в стихах — Дж. Байрон «Дон Жуан».

Совершенствуясь и осваивая достижения других жанров, роман XIX в. охватывает различные сферы жизни, критически раскрывает социальные условия бытия человека, глубоко разъясняет внутренний мир персонажей. Успешно, как никогда раньше, развивается психологический роман, и в то же время создаются колоссальные эпопеи и социальный роман, тесно связанный с животрепещущими общественными вопросами. Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др. писатели блестяще разработали искусство психологического анализа и отразили в своих произведениях напряженные этические и философские поиски века.

Стендаль «Красное и черное».

В 1830 г. Анри Бейль пишет свое лучшее произведение «Красное и черное» с подзаголовком «Хроника XIX в.». «Хроника» означает: правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации, т.е. до Июльской революции. «Красное и черное» — это социально-психологический роман. Главный герой Жюльен Сорель — представитель поколения 20-х годов XIX в. Ему присущи черты романтического героя: стремление к независимости, яркая индивидуальность, желание изменить свою судьбу.

Однако жизнь ставит его перед выбором: жить по законам отцов либо «пробить» себе дорогу к высшей власти, но обречь свою душу на гибель. И он делает выбор, после которого его казнят. Прослеживая путь главного героя, писатель говорит о падении нравов, о расчетливости буржуазии, о никчемности и слабости дворянства, о пробуждении в обществе новых сил (речь Сореля на суде). В основе романа конфликт личности с обществом. В эпоху Наполеона Жюльен мог бы благодаря своей энергии и воле прославиться на поле боя, совершить подвиг. Но обществу не нужны такие люди, как он. Место в обществе зависит от денег и происхождения.

Л. Толстой «Война и мир»

Изображая светское петербургское общество, писатель показал объединение людей по классовому социальному признаку. Жизненные интересы этих людей: карьера, власть, богатство, удовлетворение собственного самолюбия и тщеславия. Их общение помогает им решать эти проблемы. Их жизни ограничены опр правилами и условностями, в этом обществе отсутствует живая жизнь, здесь нет места мысли, чувству, живому общению.

Однако и в высшем обществе есть люди, которым чужда такая жизнь. Изображая семью Ростовых и Болконских, Л. Толстой показал ту жизнь, которую он считал «настоящей жизнью людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, которая как всегда шла независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном и вне всех возможных преобразований». Эта «настоящая», «естественная жизнь» противопоставлена «неестественной» жизни высшего света. В то же время, автор показывает влияние эпохи, исторических событий на судьбы людей.

Отдельные личности, семьи, общество постепенно становятся участниками исторических событий, которые так или иначе оказывают влияние на их жизнь, характер, представление о мире и о себе. Основные темы романа: война и мир, причины разобщения и единения людей; читатель становится свидетелем и участником обсуждения сложнейших нравственных и философских проблем романа: 1) о назначении человека и его роли в обществе и истории; 2) о добре и зле; 3) о счастье и судьбе человека; 4) об истинных и мнимых ценностях на земле; 5) о жизни «настоящей» и «неестественной для человека».

Методика работы над изучением эпического произведения в школе

Существуют определенные трудности при изучении эпических произведений в школе: большие по объему тексты дети читают неохотно (решения: выяснить, сколько в библиотеке экземпляров, раздать за 1-1,5 мес. уч-ся по группам, отксерокопировать важные главы); 2) развивать интерес к чтению (уч-ся в процессе чтения отвечают на вопросы, создать ситуацию спора по той или иной нравственной проблеме, попросить найти ответ в тексте, уч-ся читают и готовят вопросы учителю); 3) уч-ся с большим трудом воспринимают слог некот. произведений, напр., «Слово о полку Игореве» (дать историч. комментарий, изучение восприятия уч-ся — вопросы типа: какие чувства возникли, что хотели бы спросить у автора произведения).

Схема анализа текста: 1) история создания, замысел произведения; 2) тема, идея, проблематика; 3) характеристика системы образов; 4) анализ авторской позиции; 5) композиция, средства худ. выразительности; 6) значение произведения для своего времени и для современности.

Пути анализа текста в школе : 1) «вслед за автором» — по ходу чтения; 2) пообразный — драма;3) проблемный — самый  проблемный, тематический, продуктивный; ставит проблему и решает её, использует весь текст.4) композиционный — через композицию анализируется проблематика и система образов;5) компаративный — сравнение произведений заруб. лит-ры и рус./укр. лит-ры.6) структурный; 7) социально-биографический;8) социологический.9) гендерный.

Особенности изучения эпического произведения в средних классах: 1) небольшое по объёму произведение можно прочитать в классе; 2) биография писателя изучается не в полном объёме;3) нужно погрузить ученика в « мир писателя», « мир произведения»; 4) важно выбрать те ключевые  2-3 сцены, которые должны прозвучать и быть проанализированы; 5) характеристика героев сопровождается цитированием; 6) разговор о значении данного произведения, образе для того времени и нашего.

Особенности в старших классах: 1) изучается полностью вся биография писателя и его творческий путь; анализ всего произведения; 2) ознакомить с историей создания произведения, замыслом; 3) работа над сюжетом; 4) изучение восприятия  учащимися  текста; 5) система работы над хар-кой образов (портрет, отноше6ния с другими героями  и т. д.); 6) анализ в единстве формы и содержания, 2-3 самых важных  эпизодов, сцен  с выразительным чтением.

Требования к уроку в старших классах: 1) работа над содержанием произведения; 2) работа над понятиями по теории литературы;3) использование на уроке межпредметных связей; 4) использование комплекса искусств для углублённой работы над текстом; 5) создание проблемных ситуаций, словарь литературоведческих терминов; 6) работа с критикой, словарями; 7) современное прочтение классики; 8) использование экранизаций, компьютера и др. технических средств.

Творчество крупнейшего мастера реалистического романа на Западе — Оноре де Бальзака изучают в 10 классе. На изучение отведено 3 часа. Тематика уроков представляет собой следующее: 1 урок — «Оноре де Бальзак. Очерк жизни и творчества. «Человеческая комедия» — «история нравов» современной писателю Франции»; 2 — «Оноре де Бальзак «Гобсек». Изображение в повести губительной власти денег»; 3 — « Бальзак — знаток человеческой души. Художественное совершенство произведения писателя-реалиста».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Роман в мировой литературе 19 века