Особенности драматургии эпохи Возрождения

Наряду со старыми драм жанрами к сер. XVI в. в Испании вырабатывается новая, ренессансная система драматургии, кот. произошла из столкновения двух начал в театре — средневековой нар традиции и учено-гуманистических веяний.

В этой системе нац. испанской драмы Возрождения (В.), вершиной кот. следует признать тв-во Лопе де Вега, основным все же явл. нар начало. 1-е зачатки ренессансной исп-й драмы мы находим в начале XVI в. в тв-ве Хуана дель Энсины. Его пьесы имеют нар основу, к  кот. примешиваются элементы ренессансно-ит

пасторального стиля. Во многих из них выводятся пастухи («Потасовка», «Оруженосец, превратившийся в пастуха» и др.). Автор охотно изображает страдания неразделенной любви, кот. иногда заканч. самоубийством.

Итальян. и античные влияния проявил. в тв-ве Бартоломе де Торрес Наарро. Он писал пьесы исключ. светские, двоякого рода: остро ком сценки, пьесы из дворянской жизни, с более сложной любовной тематикой («Комедии об Именее»). Он делит свои пьесы на 5 актов, кот. он назыв. хорнадами («днями»). Он 1й нач. создавать характеры, сложную интригу, изображать лица из всех слоев общ-ва.

В это

время Испания владычествует на морях, открывает новый континент, диктует св. волю др. гос-м. Все это поднимает нац. самосознание испанцев. Кроме того в И. резко развив-ся чел личность, кот. вступает в противоречие с гнетом инквизиции и произволом корол. власти. Все это создает предпосылки для развития исп-й нац. драмы, достигшей высшего расцвета в тв-ве Лопе де Вега. Он испробовал все стихотворные и прозаические жанры. Он писал поэмы, пасторали, романы приключений, новеллы, послания, романсы, сонеты, оды, элегии, историч. сочинения.

В своих пьесах он изображает людей всех сословий и званий, пишет пьесы бытового, исторического, мифологического, содержания, черпая сюжеты из испанских хроник и романсов, у итал. новеллистов (Боккаччо, Банделло и др.), из библии, истор-х сочинений, рассказов путешественников, бродячих анекдотов; он рисует совр-х и старых испанцев, турок, индейцев, библейских евреев, др. римлян, даже русских (в пьесе о Лжедмитрии — «Великий герцог московский»). Он рекомендует авторам выбирать сюжеты,  в кот. трагич. и комич-е перемешаны м/ду собой.

Далее он говорит о разделе пьесы на акты (преимущественно 3), о ее построении, о значении экспозиции, «узла» интриги и развязки, о разл-х стилях, об эффект-х окончаниях сцен, о применении разн. Его пьесы можно разделить на 3 группы: пьесы «героические» («Фуэнте Овехуна», «Жизнь и смерть Вамбы», «Девушка из Симанки»: им присуща патриотич-я установка, в них прославл-ся королевская власть, борющаяся с феодалами и выступающая защитницей народа), комедии «плаща и шпаги» («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Раба своего возлюбленного»: это бытовые комедии, «комедии нравов», «зеркало жизни», где ярко и правдиво отражены нравы соврем. общества, но только дворянского, сюжеты основаны на игре чувств любви, ревности, двор-й гордости и фамильной чести) и пьесы, в кот. выступает народ (изображ. крестьян и ремесленников, кот. по св. нравствен. качествам ничуть не хуже аристократов, но их нравы проще, они живут ближе к природе).

Пьесы «плаща и  шпаги» жизнерадостны и полны оптимизма. Они полны веры в счастье и в успех чел-й личности. Герои отважны, решительны, полны энергии, их слова и поступки пылки и стремительны. Бытовые комедии блещут остроумием. Спец-ми носителями комич. начала явл. слуги.

Слуга-забавник («грасьосо») чаще всего высмеивает др., оказывается умнее и находчивее св. господина.  «Фуэнте Овехуна» или «Овечий источник» явл. историч. пьесой, ее действие происходит в к. XV в. в царствование Фердинанда и Изабеллы. Ее герои- нар масса. В пьесе видна политич. проблематика. Король показан во всей низости, но «король есть король и надо молчать» (Бусто). Автор провозглашает недопустимость критики поступков короля, хотя своими худ-ми средствами он сам осущ-т жесточайшую критику их. В финале все трудн-ти разрешаются тем, что король совершает политич. акт, имеющий для всей страны благодетельные последствия.

Ренессансный театр развивался в Англии неск. иначе, чем в др. странах. Англ. драма сохранила св. народный хар-р, вырастая из драматич-х жанров средневековья — моралите («нравственное действо») и интерлюдий, кот. представляли соб. удобную форму для пропаганды новых, гуманистических идей. Так намечался путь для развития из моралите новой светской драмы (Джон Бейль «Иоанне, короле Англии», 1548).

Гораздо более интенсивно драмат-я развив-сь с 70-х гг. XVI в. Возник-т публичные (Джемс Бербедж постр-л 1й публичный т. «Театр») и частные театры. Шекспир в своем тв-ве углубил все то, что воспринял от своих предшественников. Стиль и жанры его пьес, их тематика и хар-р изменялись в зависимости от того времени, когда они были написаны.

Различают 3 периода тв-ва Ш.: 1й характ-ся оптимизмом («Сон в летнюю ночь», 1595, «12я ночь», 1600, «Много шума из ничего», 1598, создает серию хроник «Ричард III», «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V» и др.); 2й период с 1601 — 1608: Ш. ставит и разрешает великие трагич-е проблемы жизни («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др.); 3й период с 1608 — 1612: пишет трагикомедии (пьесы с остро драм-м содержанием, но со счастливым концом) — «Буря», «Зимняя сказка».

Тематика произведений меняется в зависимости от периода тв-ва: в 1м п. — это, в основном, любовная т., а также противопоставление 2х противоположностей: мира радости, красоты, дружбы с миром стяжательства, скупости, злобы («Венецианский купец»). Комические хар-ры Ш. весьма разнообразны. Напр., Фальстаф («Генрих IV», «Виндзорские насмешницы») — измельчавший феодал, «перестройка» кот. отливается в формы проходимства, мелкого пиратского авантюризма. Но в нем есть нечто и «+» — это его блестящее остроумие, свободное от предрассудков и ограничений. Это позволяет ему одинаково смеяться и над др. людьми, и над собой.

В св. трагедиях Ш. подходит вплотную к самым великим, жгучим вопросам чел-й жизни и дает на них глубокие ответы. Сущность трагизма у Ш. заключ-ся в столкновении 2х начал — гуманистических чувств и пошлости и подлости. Он показывает, как лучшие люди, самые благородные гибнут под натиском темных сил (Гамлет, Лир), с какой легкостью зло порой овладевает душой человека и к каким последствиям это приводит (Макбет).

В основном в св. трагедиях Ш. показывает конфликт м/ду чел-м и окружающим обществом («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло»); 3й период — Ш. переключает трагикомедии в мир сказки. Он уносит зрителя в воображаемый мир и на этом фоне показ-т столкновение чел-х чувств, кот. всегда оканчиваются благополучно. На 1й план выступают представители молодого поколения — добрые и чистые существа.

Методы обучения на уроках литературы

Методы обучения  — способы работы учителя и учащегося при помощи, которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

I. Обще-дидактическая классификация методов:

— по способу деятельности: наглядные(различный понятийный аппарат: портрет писателя, фотографии места проживания писателя, издательства его произведений, предметы культуры и искусства), словесные, практические (различные вопросы и задания, способствующие применению знаний уч-ся на практике);
— по источнику знания: репродуктивные (учащиеся получают знания как бы в готовом виде — в слове или лекции учителя, в учебнике, в научно-популярных книгах, в критических статьях; напр., сообщение учителя об особенностях эпохи Возрождения; об английском театре эпохи Возрождения; о жизненном пути В. Шекспира; о творческом наследии драматурга и т. д.);
— объяснительно-иллюстративные: аргументация учителя; учитель зарисовывает схему на доске, объясняет ее своеобразие;
— метод проблемного изложения материала (наибольший эффект в старших классах, напр.: «Проблема морального выбора в трагедии «Гамлет»);
— исследовательский метод (работа с одаренными детьми, с углубленным классом, кружок и факультатив). Например, «В чем суть «шекспировского вопроса»?»,самостоятельное сравнение образов главных героев в трагедии Шекспира «Гамлет», «Источники трагедии «Гамлет», «Характеристика образа Клавдия», «Сравнение образов Офелии и Джульетты», «Образ Гамлета в мировой критике».
— эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на вопросы; учитель составляет систему вопросов, которые последовательно вели бы мысль учащихся к анализу к-л явления или действия; например: при анализе сонета Шекспира учитель начинает с вопроса о восприятии уч-ся этого произведения на уровне ощущений (понравился или нет, какие возникли мысли, чувства, переживания, впечатления, настроения); выяснение темы сонета при помощи вопросов, кот. продолжают начатый разговор (какие образы позволяют сказать о том, что главная мысль выражена? Какие образы являются ведущими в произведении? — образ лирического героя; — образ-символ; работа над др. образами; Какие средства художественной выразительности использует автор для создания этих образов?; логическое завершение разговора о теме стихотворения и и ведущих образов; вопрос об идее стихотворения (способы и средства, кот. использует автор для выражения идеи)

Частно-методическая классификация

— метод выразительного чтения (выразительное чтение монолога Гамлета «Быть или не быть…»)
— комментирование чтение (чтение учителем монолога Гамлета I действие, сц.2,4,5; II действие, сц.2 с комментариями, имеющими целью облегчить восприятие произведения уч-ся:
— Сравните поведение Гамлета в сценах с товарищами. Почему он такой естественный и откровенный в разговоре с Горацио и ироничный с Розенкранцем и Гильденстерном?
— Почему именно в разговоре с ними у Гамлета вырываются слова «Дания — тюрьма»? Вывод учителя: сокрушение ренессансной веры в совершенство и гармонию мира, потрясения от распада отношений между людьми, торжество лицемерия, лжи и измен — трагическое мироощущение Гамлета);
— аналитическое чтение (разъяснение: чтения отрывка из произведения Шекспира, кот. бы раскрывал суть излагаемой проблемы);
— чтение по ролям(напр., чтение учащимися одного из действий трагедии);
— инсценирование (инсценировка учениками монолога Клавдия в действии III, сцене 3; или Гамлет и королева, действие III, сцена 4; действие IV, сцена 5);
— словесное рисование (ученику дается задание нарисовать воображаемую картину, напр.: «Каким вы видите образ Офелии? Попробуйте описать его цветом», уч-ся изображают образ Офелии в цветовой гамме, при этом необходимо учитывать мужской и женский взгляд на эту проблему);
— метод диалога (высшая форма проведения урока: диалог эпох: «Как перекликается античная литература с литературой эпохи Возрождения?», д-г культур: «Изобразительное искусство и литература в эпоху Возрождения», диалог авторов: «Отцы и дети» у Тургенева и у Шекспира»)
— описание, повествование, рассуждение, ведение дискуссий (обмен мнениями) — метод развития речи

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 4,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Особенности драматургии эпохи Возрождения