Своеобразие просветительской комедии
В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.
Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу
Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в полит жизни страны. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться.
Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные «…правила, которым следовать должны…» настоящие дворяне: 1. «…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
2. «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
3. «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».
4. «…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
5. «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
6. «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». 7. «…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».
Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.
Профессиональные и духовно-нравственные качества учителя литературы
Личность учителя литературы: Современного творческого учителя литературы отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность, аналитичность, самокритичность и критичность.
Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные, и общая культура личности(разносторонние интересы, развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция) высоко развиты. ПОСТОЯННОЕ развитие общей культуры личности- категорическое требование, предъявляемое к любому учителю, и особенно творческому, т.к. она является фундаментом, на котором строится любая педагогическая деятельность.
Творческая лаборатория учителя — это условное название его деятельности по самообразованию, творческому конструированию уроков и мероприятий, поиск и использование источников, питающих творческий потенциал.
Личностные качества учителя литературы:
- Высокий уровень профессионализма и общий культурный уровень
- Высокий нравственный уровень
- Высокий уровень коммуникативных способностей
- Развитые творческие способности
- Иметь чувство юмора
- Важна артистичность, способность к перевоплощению, развитая фантазия, воображение
- Высокий уровень эмоциональности
- Высокий уровень культуры речи
- Готовность к самообразованию
Анализ программ по литературе в Украине
- Проблемы программ
С 1993 года в Украине создан новый курс «Зарубіжна література» для школ с украинским языком обучения, и курс «Литература» для школ с русским языком обучения. В Украине существует целый ряд программ по курсу ИЗЛ. Первая программа была создана в 1994 году » Світова література» под реакцией Шаховой. Так же существуют программы под редакцией Ковбасенко, 98г., Шалагинова,2001г., Наливайко,2003г. — программы для украинских школ; для русских школ — программа Симаковой.
2. Споры по программам
-Что нужно изучать? Различные программы предлагают различные произведения для прочтения.
-Структура программы: (традиционно как у Симакововй) пояснительная записка, перечень авторов, произведений, тем уроков, теория литературы, внеклассное чтение, развитие речи, требования знаний, умений и навыков. Программа должна учитывать межпредметные связи, межлитературные связи, связи с другими видами искусств, культурологический контекст.
-Программы для профильных классов (филологических и других профилей). Количество часов, количество