Своеобразие просветительской комедии

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.

Классицизм – одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу

последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, – идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в полит жизни страны. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.

Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель

и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.  Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться.

Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” – такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных – над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:  1.  “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.

2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.

3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.

4.  “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.

5.  “Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.

6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”. 7.   “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

Профессиональные и духовно-нравственные качества учителя литературы

Личность учителя литературы: Современного творческого учителя литературы отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность,  аналитичность, самокритичность и критичность.

Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные, и общая культура личности(разносторонние интересы, развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция) высоко развиты. ПОСТОЯННОЕ развитие общей культуры личности- категорическое требование, предъявляемое к любому учителю, и особенно творческому, т.к. она является фундаментом, на котором строится любая педагогическая деятельность.

Творческая лаборатория учителя – это условное название его деятельности по самообразованию, творческому конструированию уроков и мероприятий, поиск и использование источников, питающих творческий потенциал.

Личностные качества учителя литературы:

  1. Высокий уровень профессионализма и общий культурный уровень
  2. Высокий нравственный уровень
  3. Высокий уровень коммуникативных способностей
  4. Развитые творческие способности
  5. Иметь чувство юмора
  6. Важна артистичность, способность к перевоплощению, развитая фантазия, воображение
  7. Высокий уровень эмоциональности
  8. Высокий уровень культуры речи
  9. Готовность к самообразованию

Анализ программ по литературе в Украине

  1. Проблемы программ

С 1993 года в Украине создан новый курс “Зарубіжна література” для школ с украинским языком обучения, и курс “Литература” для школ с русским языком обучения. В Украине существует целый ряд программ по курсу ИЗЛ. Первая программа была создана в 1994 году ” Світова література” под реакцией Шаховой. Так же существуют программы под редакцией Ковбасенко, 98г., Шалагинова,2001г., Наливайко,2003г. – программы для украинских школ; для русских школ – программа Симаковой.

2.   Споры по программам

-Что нужно изучать? Различные программы предлагают различные произведения для прочтения.

-Структура программы: (традиционно как у Симакововй) пояснительная записка, перечень авторов, произведений, тем уроков, теория литературы, внеклассное чтение, развитие речи, требования  знаний, умений и навыков. Программа должна учитывать межпредметные связи, межлитературные связи, связи с другими видами искусств, культурологический контекст.

-Программы для профильных классов (филологических и других профилей). Количество часов, количество




Stylistic devices of lexical level.
Сейчас вы читаете: Своеобразие просветительской комедии