Героический эпос Средних веков
Героический эпос — вид народной поэзии. жанр — большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись — хугларами.· состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский), написаны народным — «неправильным» размером — стихами с неопределённым количеством слогов (8-16)
Темы: оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) · верная служба сеньору, королю · феодальные распри· назывались «шансон де жест» (песня
«Песнь о Сиде» 1140. и испанский героический эпос.
1. В испанском эпосе сильно отразились политические события: · борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами — 711) · раздоры между феодалами — изображались как великое зло, как измена родине · борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено)
Сид — лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: «ПоС» (ранняя, близка к истории — писалась еще «при свидетелях», Сид умер 1099) и «Родриго» + много романсов. Жил XI. Прозвище сид = «господин».
Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров. Великий деятель реконкисты — народный герой, «мой Сид». Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части: · об изгнании · о свадьбе и об оскорблении дочерей. Особенности: · формульность, повторы · более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде
- обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери. нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского) отсутствует исключительность рыцарских чувств — приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин «заниженность» Сида — сказано, что он «инфансон» (владелец вассалов), (был грандом)
«Песнь о Роланде» (1100) . связаны с образом Карла Великого. В поэме предстаёт в идеализированном виде.
- В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.
- В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное — Роланду. Неизвестный автор: сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания связал его с живой современностью нашел блестящую художественную форму Источник — исторические факты, но искажены:
- VIII -Карл вмешался в междоусобицу мусульман ? осаждал Сарагосу ? арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-храстиане)
- был Хруотланд — Роланд — погиб в этой битве. Особенности: гиперболизация (масштаб событий), (у Р. лопаются виски) идеализация главных героев (Р., Карл, архиепископ Турпин, Оливьер)
- идея религиозной борьбы и особой в этой борьбе роли Франции (небесные знамения, религиозные призывы, очернение «язычников», покровительство «наших» богом, Р. — вассал Карла и бога, образ Турпина — одновременно благословляет на бой французов и сам дерется) смерть Р. символична (нет ран, а в силу внутренней необходимости — раскаяние) трагизм смерти Р. смягчается — попадает в рай и вручает богу перчатку, как небесному сеньору. Влияние: «ПоР» написана незадолго до первого крестового похода — сильно влияние его пропаганды социально-политические противоречия — эпизод предательства Ганелона. Противостояния: Карл — Ганелон: как родина (общее дело) — предатель Р. — Ганелон — личное
- Р. — Оливьер — 2 варианта одного положительного начала, Р. — безмерно отважен, О.- благоразумен.
«Песнь о Нибелунгах» героический эпос, но по свойствам близка к рыцарским романам. автор:
· точно есть, кто составил контаминацию, не просто переписчик — из южной Германии (совр. Австрия)
- это человек придворный ? говорит о тонкостях этикета со знанием дела, не понаслышке. композиция:
- 2 части (граница — ссора двух королев): о сватовстве, о мщении 39 части — авенюры (по событию)
- дошла в 33 списках, 1 — оригинал, опубликован в XIX 3. Сюжет восходит к трем слоям:
- первый слой — древнейший — мифологический — изложен в «Эддах» второй — V, поражение бургундов от гуннов третий слой — современность предлагаемого автора
4. черты героического эпоса:
- апсихологичность ссора королев — важна иерархия, вассальность
- важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие. хронология и география не имеют значения важна вертикаль ад?мы?рай, важен результат, где окажешься
- жизнь человека бренна, истина в вечности образы героев хронология и география не имеют значения
5. черты рыцарского романа
- герой — рыцарь, королевич знатного рода начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей
- развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев
6. особенности
- «нибелунгова строка», строфы по 4 стиха с парными рифмами постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение ритмика — тоника (по количеству ударений) ?10.000 строк, но воспринимается легко
- средневерхний немецкий язык (?до XVI сохранялось много языков)
7. общие места:· герой убивает дракона · спор братьев · мотив великанши волшебницы и сватовства к ней
- мотив смертельности любви
Актуальные проблемы современного урока литературы в школе
Проблемы урока: его содержания, структуры, типологии, эффективности, взаимосвязи методов обучения на уроке, роли учителя, совершенствования учебной деятельности школьника — разработаны в трудах многих дидактов.
В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т. д.
Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, М. А. Данилова, В. И. Стрезикозина, Ю. К. Бабанского, И. Т. Огородникова, И. Н. Казанцева, М. М. Левиной, Г. Д. Кирилловой и других.
Исследуются важнейшие проблемы: современные требования к уроку, взаимосвязь частей урока, выбора методов обучения и организации деятельности учащихся; результативность, эффективность уроков и проблема оптимизации обучения; типология урока; формирование личности ученика; повышение нравственного потенциала урока; содержание и формы самостоятельной работы учащихся на уроках; развитие навыков и умений учащихся в динамике учебного процесса; задачи и целевая установка урока; организация и отбор материала; взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке; урок и НТР; роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока.
Особое внимание уделяется изучению структуры урока: как традиционной (четырехчленной), так и поэтапной (пошаговой), в связи с поисками взаимосвязанных ситуаций урока. Современная дидактика и частные методики ищут пути активизации деятельности учащихся, повышения уровня преподавания гуманитарных дисциплин. В. П. Стрезикозин, говоря о характере методического руководства и педагогического контроля в школе, напоминает, что еще К. Д. Ушинский выступал против традиционной системы занятий, опирающейся на устное изложение знаний, задавание на дом и опрос.
Не отрицая сложившихся методов и приемов работы на уроке (лекция, беседа, личные наблюдения учащихся), которые в современном уроке также приобретают большую значимость, В. П. Стрезикозин подчеркивает значение следующих моментов в организации процесса обучения в школе: поэлементное усвоение новых знаний, усвоение знаний — не самостоятельный изолированный этап, поисковый путь усвоения новых знаний, активизация процесса совершенствования и закрепления знаний, умение учащихся практически использовать усвоенные знания, многообразие видов деятельности на уроке, его темп, учет индивидуальных возможностей в процессе коллективной учебной работы на уроке.
Возможности использования не только «четырехчастной», но и «поэтапной» структуры урока в старших классах возрастает в связи с необходимостью увеличения творческого начала в усвоении учащимися новых знаний, активизацией процесса закрепления и применения знаний, ориентацией на многообразие видов деятельности на уроке и на сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Немаловажное значение имеют особенности психологии старшего школьника, его интерес к моральным свойствам личности, стремление дать оценку изображенному автором миру и героям, желание систематизировать впечатления от прочитанного, понять произведение как единое целое и вместе с тем свойственная ряду учащихся чрезмерная логизация в ущерб способности эмоционально воспринять текст.
Гос. стандарты изложены в пояснительной записке и в метод. комментариях к программе.
Предмет «Зарубіжна література» — важлива складова літературної освіти українських школярів.
Об’єкт вивчення курсу — кращі твори зарубіжних авторів.
Мета предмета — залучити школярів до скарбниці світової літератури, а через неї — до фундаментальних цінностей культури у взаємодії їхніх конкретно-історичних та загальнолюдських значень. Пропонуючи учням кращі зразки художньої літератури, курс зарубіжної літератури має дати загальне уявлення про перебіг літературного процесу, репрезентувати найважливіші етапи розвитку культури, а також ознайомити з національною своєрідністю та загальнолюдською цінністю включених до програм творів. Відповідно до сучасних пріоритетів в українській школі предмет «Зарубіжна література» покликаний сприяти формуванню особистості, її духовно-ціннісних орієнтацій, культурно-пізнавальних інтересів, естетичного смаку.
Курс «Зарубіжна література» має вирішувати такі головні завдання:
— знайомити з духовними здобутками й художніми відкриттями зарубіжної літератури; сприяти перетворенню духовних цінностей, закарбованих у літературних творах, в індивідуальний досвід учнів;
— вчити школярів сприймати літературний твір як мистецьке явище, розуміти його художню своєрідність, особливості індивідуального стилю автора, розглядати його в контексті розвитку культури;
— розвивати почуття і мислення школярів, їхню читацьку культуру та творчі здібності, сприяти їхньому індивідуальному самовиявленню;
— розширювати читацький досвід учнів, прищеплювати критерії для орієнтації на ринку сучасних друкованих видань, вчити самостійно вибирати книжку та спілкуватися з нею, знайомити школярів із кращими перекладами та українськими майстрами перекладу;
— виховувати в учнях толерантність до іншої точки зору, повагу до інших національних традицій; формувати вміння бачити світовий контекст української літератури і через нього — на новому рівні усвідомлювати її національну своєрідність, її здобутки та внесок у розвиток світової культури; готувати школярів до життєдіяльності у полікультурному просторі.
Концепція програм грунтується на таких принципах:
— антропологічному, згідно з яким у центрі уваги — особистість учня, її творчий саморозви-
ток та самовиявлення, духовно-щннісні засади її буття;
— репрезентативному, згідно з яким на кращих художніх зразках демонструються здобутки зарубіжної літератури від давнини до сьогодення, своєрідність поетики авторів, національних традицій, літературно-художніх напрямків, течій і шкіл, історико-культурних етапів;
— взаємозв’язку аксіологічного, естетичного і культурологічного підходів до вивчення художнього твору в школі;
— збалансованості між вимогами сучасної літературознавчої науки і доступністю творів для учнівського сприйняття (у відборі текстів, їх стру-ктуруванні тощо).
Запропонована структура курсу відповідає основним ступеням середньої школи:
I (5-8 класи) — пропедевтичний блок;
II (9-11 класи) — історико-літературний блок.
Пропедевтичний блок складається з двох частин. У 5-7 класах твори, що вивчаються, згруповані за жанрово-тематичним принципом. У 8 класі дається мініатюрна модель літературного процесу, що в доступній учням конкретного віку формі репрезентує найважливіші фази його розвитку. Це дає змогу на якісно новому рівні узагальнити вивчене у 5-7 класах та закласти фундамент під наступний етап — вивчення істори-ко-літературного курсу.
Матеріал історико-літературного блоку розподілено таким чином: у 9 класі вивчають період від найдавніших пам’яток світової літератури до початку XIX ст.; у 10 класі — від другої половини XIX до межі XIX і XX ст.; в 11 класі -літературу XX ст. Такий розподіл зумовлений пізнавальними можливостями й читацькими інтересами учнів 9-11 класів: духовно-естетичний досвід людства останніх двох століть їм ближчий, ніж той, що міститься у пам’ятках літератури античності чи середньовіччя, відтак саме його; доцільно у школі вивчати докладніше. Ґрунтую-1 чись на репрезентативному принципі, програми 9-11 класів представляють систематичний курс як послідовний ланцюг монографічних і оглядо-1 вих тем.
До програмних анотацій додаються рубрики:
— «Теорія літератури», що окреслює мінімум І теоретико-літературних понять, необхідних уч-1 ням для розуміння, аналізу та оцінки художньо-1 го твору; її зміст визначено з урахуванням тих І знань і вмінь, які учні набувають, вивчаючи українську літературу;
— «Виразне читання», що орієнтує вчителя на відпрацювання основних елементів логіки та техніки читання, а відтак сприяє розвитку уважного вчитування в текст і творчому ставленню до прочитаного;
— «Вивчення напам’ять», що слугує збагаченню читацької ерудиції школярів;
— «Рекомендована література для додаткового читання», що виступає ланкою, яка поєднує вивчення програмових текстів та самостійне читання учнів, а також є резервом для можливої заміни одного твору іншим (на вибір учителя).
Міжпредметні зв’язки та зіставлення певних літературних і мистецьких явищ має здійснюватися постійно; при цьому особливу увагу слід приділяти зв’язкам між українською та зарубіжною літературами. У класах із поглибленим вивченням іноземної мови рекомендується, по можливості, доповнювати аналіз перекладного твору роботою з оригіналом.
Програми містять перелік основних вимог до знань і вмінь учнів, критерії для оцінки рівня їхнього розуміння творів, а також рекомендації щодо творів для самостійного читання.
У програмах визначено години:
— для програмових розділів, окремих тем і текстуального вивчення творів;
— для уроків повторення й узагальнення вивченого матеріалу;
— для уроків розвитку мовлення;
— для уроків додаткового читання;
— для уроків виразного читання (у пропедевтичній частині);
— для проведення тематичного оцінювання.
Програми передбачають творчий підхід учителя до викладання курсу зарубіжної літератури. У деяких темах програм 9-11 класів учителеві запропоновано низку творів, з якої він самостійно обирає один для текстуального вивчення. Вчитель також може замінювати твори, рекомендовані програмами для обов’язкового вивчення, текстами, зазначеними у рубриці «Рекомендована література для додаткового читання» (до 20 %). Крім того, він має право змінювати кількість годин, передбачених для вивчення оглядових і монографічних тем (у межах розділу), для проведення бесід із додаткового читання та уроків розвитку мовлення; виносити на уроки додаткового читання твори, рекомендовані програмами для самостійного читання. На власний розсуд і враховуючи різні форми тематичного контролю, вчитель розподіляє визначені програмами години для проведення тематичного оцінювання,
У методичному додатку подано рекомендації щодо відпрацювання на уроках зарубіжної літератури міжлітературних і міжпредметних зв’язків та використання наочності і ТЗН.
Конспект урока: «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы
Цель:
- интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;
- формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;
- воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.
Оборудование: карта «Русь в XII — нач. XIII вв.»; картины Н.К. Рериха «Поход князя Игоря», В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», рисунок М.А. Рыбниковой «Плач Ярославны» и др.; гравюра В.А. Фаворского «Золотое слово Святослава», запись «Плач Ярославны», фрагмент оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»; карточки-информаторы с содержанием которых ученики знакомятся заранее.
«Слово…» — произведение огромной идейной силы, это — произведение,
призывающее к единству, обличающее усобицы князей.
Ход урока
Учитель. В набросках статьи о русской литературе А.С. Пушкин писал: «Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на ее старинные памятники». Предлагая обратиться к ним, думаю, что великий поэт не исключал и «Слово о полку Игореве», которое он знал наизусть и необычайно высоко ценил.
Перед вами текст этого исторического памятника, авторство которого до сих пор не установлено. Более 200 лет находится «Слово о полку Игореве» в поле зрения издателей, исследователей, переводчиков, поэтов, художников, композиторов и просто читателей.
Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, ИЗО, музыки), мы будем говорить об историческом факте — походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, какое он имел значение для Руси, что объединяет разные источники, повествующие об одном и том же событии.
Начнем с истории открытия «Слова о полку Игореве».
Ученик, используя карточку-информатор. Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было «Слово…».
В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. «Слово…» было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
В 1812 г. сборник, включавший «Слово…», сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова…», выполненная для Екатерины II.
В основу «Слова…» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.
Учитель. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории.
— Что из истории известно о положении Руси в XII веке и князе Игоре?
Звучит рассказ ученика у карты. В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское — всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь.
Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли — половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья — Святослав и Игорь — княжили в это время один — в Киеве, другой — в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли.
Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.
Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества.
— Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным?
Учитель. О том, как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича, рассказывают летописи. Познакомиться с содержанием летописного источника позволяет учебник литературы.
— Самостоятельно прочитайте, отметьте главное, касающееся истории похода.
(Звучит ответ учащегося.)
Учитель. А теперь перелистаем страницы «Слова…» и посмотрим, как в нем развивается поэтический рассказ об Игоревом походе.
— Придерживается ли автор «Слова…» строгой последовательности в развертывании событий? Как их изображает? Почему?
Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Повествование прерывисто, фрагментарно, читатель не подводится к событию постепенно, а как бы сталкивается с ним. Автор «Слова» — по мнению Д.С. Лихачева, исследователя поэмы, — рассчитывал на точное знание современниками обстоятельств похода Игоря. Мы же о них узнали из исторической справки летописного толкования.
Учитель. Древняя поэма построена так, что напоминает нам монтаж эпизодов в кино. Эти эпизоды и подсказывают композицию «Слова…».
— Что такое композиция? Какова она, по-вашему, в «Слове…»?
Учитель. Итак, поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и прошлом Русской земли.
Звучит музыкальный фрагмент «Вступление» в исполнении М. Северского.
— О чем сообщается во вступлении?
— Кто такой Боян?
— В чем особенность его поэтической манеры?
— Как намерен вести повествование автор?
Учитель. Далее автор рассказывает о сборах Игоря и брата его Всеволода в поход. Соучастницей происходящего является природа.
— В чем оно проявилось?
— Какова роль ее?
Учитель. Известный художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч картин назвал «Поход князя Игоря». Она как нельзя лучше передает смятение, порожденное солнечным затмением.
Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ореолом — затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди — вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания. (Н.К.Рерих. Зажигайте сердца, с.126)
На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты. Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью реют хоругви и колышутся длинные пики.
Жёлтое небо столь неожиданно и смело выбрано художником для изображения солнечного затмения, переходит выше в густую синеву, на которой ярко горит золотая корона затемненного диска солнца. Чрезвычайно эмоциональный цветовой аккорд из жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и траур по предрешенным потерям, и утверждение конечной победы. (П.Беликов, В.Князева. Н.Рерих, с.242)
Учитель. Первое столкновение войск Игоря было удачным.
— Нарисуйте словесную картину битвы.
Учитель. Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину силы половцев.
— Опишите кровопролитное второе сражение.
Учитель. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет дружина, а князь Игорь попадает в плен к кочевникам. Обратите внимание на картину В.М. Васнецова «После битвы Игоря с половцами».
— Что на ней изображено?
Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Да, мы видим, как, раскинувшись в смертной истоме, рядом лежат и старый, опытный воин, и юноша, впервые изведавший «упоение в бою». Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела, но не успел еще сойти со щеки румянец. И.Е Репин по поводу этой картины писал В.М. Васнецову: «Для меня это [картина В.М. Васнецова] необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь…»
Звучит фрагмент арии Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
— Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему?
— Каковы для Руси последствия поражения Игоря?
— Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?
— Куда действие переносится во второй части?
Учитель. Перед вами — князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец и государственный деятель.
— Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода?
— Как он относится к случившемуся?
— «И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово…» В чем суть его?
Ученик, используя карточку-информатор. Четырежды «Слово о полку Игореве» иллюстрировал народный художник, лауреат Ленинской премии академик Владимир Андреевич Фаворский. Его гравюра «Золотое слово Святослава» — средоточие идейного смысла всей поэмы.
Учитель. К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы.
— К кому он обращается?
— К чему призывает?
— В чем обвиняет князей?
Учитель. Тема княжеских несогласий закончена. Автор возвращается к повествованию об Игоре. Как бы высоко не поднималась мысль автора — до осмысления судьбы родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе героя своего повествования — Игоря Святославича. Широкая тема сменяется частной, личной.
— Чем она вводится в поэму?
Звучит в записи «Плач Ярославны».
Ученик, используя карточку-информатор. Мы видим лаконичный рисунок Марии Александровны Рыбниковой. Тоска, разливаясь по всей русской земле, достигла и Путивля, где с нетерпением ждала возвращения Игоря жена его — Ярославна.
Вот стоит она на стенах древнего путивльского кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, взывает она к Ветру-Ветрилу, к Днепру Словутичу, к пресветлому солнцу. Ярославна и упрекает, и заклинает, просит прилелеять к ней горячо любимого ладу.
Учитель. Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. Как видим, от последствий похода страдает не только Родина, но и близкие люди. Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из «земли незнакомой». Природа помогает ему в пути на родину.
— Куда он устремляется?
— Как меняется тон повествования?
— Что отражает концовка?
Учитель. Итак, композиция «Слова…» строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.
— Каков этот путь?
Обобщение. Поэма с гениальной силой и проникновенностью отразила в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как результат, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, несших с собою смерть и разрушение.
«Слово…», по мнению Д.С. Лихачева, — произведение огромной идейной силы, это — произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей».