Рекомендации к подготовке курсовой работы
Цель курсовой работы — формирование у студентов элементарных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Этапы работы:
1. Выбор темы. Это важнейший этап. Выбирая тему курсовой работы по методике литературы, студенту необходимо учитывать, что ему предстоит не только работать над литературой в библиотеке, но и проводить эксперимент в школе, изучать учащихся, апробировать на практике то, что удалось разработать самостоятельно.
При выборе
От решения этого вопроса будет зависеть и уровень выполнения будущей курсовой работы-реферативный, творческий, исследовательский. Безусловно, любая курсовая работа включает в себя все эти элементы,
2. Отбор литературы и ее изучение.
После выбора темы студенту необходимо изучить соответствующую литературу, что потребует работы в библиографическом отделе библиотеки, в Интернете. Любая работа по методике предполагает изучение психолого-педагогических и методических монографий, а также методической периодики: журналы «Русский язык и литература в школах Украины», «Русская словесность в школах Украины» и др. Работа над изучением литературы требует выполнения некоторых условий.
Прежде всего конспектировать каждый источник целесообразно на отдельных листочках, оставляя поля для собственных размышлений и дополнений. Необходимо также указывать фамилию автора, его инициалы, название работы, издательство и год издания. Если в процессе конспектирования работы вы решили использовать ту или иную цитату полностью, то необходимо ее брать в кавычки и обязательно указывать страницы, чтобы потом можно было бы сделать соответствующие сноски в курсовой работе.
3. Работа над планом курсовой.
После того, как значительная часть литературы будет законспектирована, целесообразно составить план всей курсовой работы. Для этого важно попытаться своими словами выразить общую концепцию работы.
Сам план представляет собой последовательный перечень основных вопросов, которые предстоит рассмотреть, а также определение темы урока, системы уроков или внеклассных занятий, которые и будут служить практическим подтверждением научного обоснования избранной методической темы. Следует отметить, что в процессе работы ее план может меняться, будут уточняться отдельные пункты. В конечном итоге это может привести и к изменению самой темы курсовой работы, что является вполне естественным для любой творческой работы.
4. Содержание работы. После того, как все материалы будут собраны и общее содержание работы станет ясным, можно приступать к написанию. Целесообразно подобрать эпиграф к курсовой работе. Эпиграф обычно располагают после плана. Структура работы включает в себя: Введение. Во ведении необходимо обосновать актуальность избранной темы, определить цель и задачи курсовой работы, раскрыть степень изученности темы и что предстоит сделать в работе.
Основная часть, которая обязательно должна быть озаглавлена, состоит из обзора психолого-педагогических и методических исследований, анализа эффективного педагогического опыта по проблеме курсовой работы, анализа проведенных психолого-педагогических срезов среди учащихся, а также разработки системы уроков или внеклассных занятий в соответствии с темой.
В этой части работы могут быть использованы рисунки, иллюстрации, фотографии, сочинения учащихся. Материалы, которые выходят за рамки описания, (например, разработанные самостоятельно планы кружков, факультативов, авторские программы, стихи учащихся, иллюстрации к произведениям литературы) могут быть представлены в Приложении к курсовой работе. Заключение. В этой части необходимо сделать обобщения и выводы по всей работе, акцентировать внимание на том, что стало результатом собственных наблюдений и анализа.
5. Оформление курсовой работы. Курсовая работа оформляется в формате А4. Страницы нумеруются, начиная со стр.3. Вначале оформляется титульный лист. На отдельном листе пишется план. Затем оформляется вся работа. В конце ее оформляется библиография. Необходимо помнить, что курсовая работа по методике потребует от пишущего умения сочетать научную и художественно-творческую деятельность с экспериментом непосредственно в школе.