Античная литература и ее особенности
Латинское слово antiquus значит «древний»(древнюю литература Европы, которая включает в себя литературу древнегреческую и древнеримскую.)
Периодизация античной литературы:
Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н.э., но, несомненно, складывавшиеся в течение многих столетий — это героические поэмы «Илиада»
Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения, занимающего собой VII-IV вв. до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.
Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо
Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени — с III в. до н.э. до V в. н.э., в связи с чем его можно разделить на ступени раннего эллинизма (III в. до н.э. — I в. н.э.) и позднего эллинизма (I в. н.э. — V в. н.э.).
К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часть и называют эллинистически-римским периодом.
Возникшая в III в. до н.э. (устное народное творчество, как и в Греции, существовало уже задолго до этого) римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, то есть периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно I-V вв. н.э., называются послеклассическим периодом.
В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма VI век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.
Корни античной литературы уходят в глубину мифологического развития. Прекрасное в мифе и литературе оказывается чрезвычайно активным началом. Если в архаической мифологии красота наделена притягательной и губительной силой, то классические олимпийские боги, борясь с чудовищами, сами являются носителями созидающей красоты, которая становится принципом космической, а значит, и человеческой жизни.
Античная мифология и литература полны драматичесих сюжетов о борьбе богов и героев со злом, уродством, несправедливостью за установление упорядоченной, прекрасной, основанной на гармонии и благородном труде жизни.
Вергилий, Публий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro) (70-19 до н.э.) · величайший поэт Древнего Рима, автор Энеиды, эпоса, воспевающего легендарное происхождение римского народа.
Гомер — легендарный поэт-певец, которого в античном мире, а также и в более поздние времена считали автором первых и древнейших из дошедших до нас памятников греческой художественной литературы — больших эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Источником гомеровского эпоса было народное творчество: мифы и предания, народные песни, художественно переработанные в поэмы, написанные античным стихотворным размером — гекзаметром.
Сапфо — замечательная поэтесса античной Греции. Родилась на острове Лесбосе. С детских лет она узнала трудности жизни: рано осиротев, сама вырастила своих младших братьев. В родном городе Сапфо содержала школу для девочек, которым преподавала поэзию, танцы, музыку. Уже при жизни поэтесса пользовалась широкой известностью, несколько раз она была увенчана лавровым венком на всегреческих олимпиадах.
Главная тема ее поэзии — любовь и все ее проявления: страсть и утраты, боль разлуки и терзания ревности. Традиционные фольклорные мотивы девичьих и свадебных песен окрашены у Сапфо сильным чувством, отличаются яркой образностью и ритмическим разнообразием. Из девяти книг стихов, написанных Сапфо, до нас дошло только два стихотворения и около ста лирических отрывков.
Эсхил (525-456 ГГ. ДО Н. Э.)- первый великий драматург Древней Греции. Язык трагедий Эсхила отличается необычайной яркостью и образностью. Характеры его героев полны монументального величия, даны с огромной художественной силой. Эсхил был плодовитым писателем — им написаны около 80 пьес, из которых до нас дошло только семь.
Аристофан (446-385 ГГ. ДО Н. Э.)- величайший сатирик древнего мира. «Отцом комедии» назвал Энгельс Аристофана 2, в творчестве которого античная политическая комедия достигает расцвета. О жизни Аристофана нам почти ничего не известно. Из написанных им сорока четырех пьес сохранилось полностью лишь одиннадцать.
Комедии Аристофана, кроме своего художественного значения, замечательны еще и тем, что в них широко отражена общественно-политическая и культурная жизнь Афин V в. до н. э. «Всадники»- одна из наиболее острых политических комедий Аристофана. Она направлена против лидера радикальной партии Клеона, ярого сторонника Пелопоннесской войны, тяжелым бременем легшей на плечи афинян. В комедии действуют аллегорические персонажи. В образе капризного, дряхлого и глухого
Плавт (ок. 254-184 ГГ. ДО Н. Э.)- чрезвычайно популярный среди своих современников поэт-драматург. Уроженец Умбрии, Тит Макций Плавт, как полагают, вышел из зажиточного плебейства. Он подвизался в области комедий на греческие сюжеты (так называемая паллиата), переделывая их для римской сцены. Им было создано множество самых разнообразных пьес. До нас дошло целиком только двадцать. Используя греческий сюжет и наделяя своих героев греческими именами, Плавт искусно изображал явления чисто римской жизни, сочетая подражание высокохудожественным греческим образцам с элементами народного театра.
«Скупой, или Клад» — самая серьезная из комедий Плавта, где автор создал психологически обоснованный и тонко разработанный характер героя. Им является в пьесе старый Эвклион, честный бедняк, который неожиданно разбогател благодаря найденному кладу. С этой минуты старик лишился покоя и сна. В каждом человеке ему мерещится грабитель, и он никак не может придумать, где бы ему лучше и надежнее спрятать свое золото.
Его сокровище действительно похищают. После многих перипетий злополучный клад все же возвращается к своему владельцу, который тут же отдает его в приданое дочери и сразу обретает утраченный покой. Многие черты плавтовского изображения легли в основу знаменитой комедии Мольера «Скупой».
Вергилий (70-19 ГГ. ДО Н. Э.)- поэт так называемого «века Августа», один из классиков римской литературы.
«Энеида»- большая эпическая поэма Вергилия, в которой, по мнению современников, он вступил в соревнование с Гомером. Написанная по желанию Августа, «Энеида», хотя и была создана на мифологический сюжет и отражала религиозные представления самого поэта, служила также актуальным идеологическим задачам нового строя.
Интерактивные технологии на уроках литературы
Интерактивное обучение (от англ. interation — взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит осн. источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.
По сравнению с традиционным обучением в И.о. меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.
Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения — один из путей совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся.
Новая педагогическая технология, как и любая технология вообще, предполагает массовость применения ее всеми участниками процесса.
Учащиеся на предыдущих уроках изучали мифы Древней Греции и чтобы помочь учащимся понять представления древних греков о строении мира и места человека в нем, чтобы самим «окунуться» в то время, им было предложено на основе прочитанных мифов составить сценарий и инсценировать его на уроке, также придумать декорации и костюмы. Учащиеся подготовят сценку на тему «Орфей и Эвридика». С помощью учителя составляется сценарий, учащиеся распределяют роли, готовят инсценировку. Предлагается фрагмент из сцены.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Картина первая
Высоко на золотом троне сидит грозный Аид и его прекрасная Персефона. Только младший брат Бога Смерти — юный Бог Сна, Гипнос, прекрасный и радостный, носится по залу на своих легких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток.
Рассказчик: Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали. Но певец приблизился к трону и запел еще вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.
Аид (подняв голову): Чего ты здесь ищешь, певец, в царстве мертвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.
Орфей:Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигнет Смерть и уведет в твое царство, — никто из смертных не может избежать ее. Но я, живой, сам пришел в царство мертвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Она так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила…
Орфей (к Персефоне):Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!
Аид:Пусть будет так, как ты просишь! Я верну тебе Эвридику! Ты можешь увести ее с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать…
Орфей:Все, что прикажешь! Я готов на все, чтобы увидеть вновь мою Эвридику!
Аид:Ты не должен видеть ее, пока не выйдешь на свет! Возвращайся на землю: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на нее. Оглянешься — потеряешь ее навеки!
Картина вторая Рассказчик:И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем. Быстро направился Орфей к выходу из царства мертвых. Как дух миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он перевез их обратно к берегу жизни.Крутая тропинка вела на верх, на землю. Медленно поднимался Орфей в гору. Темно и тихо было вокруг, и тихо было у него за спиной, словно никто не шел за ним. Только сердце его стучало: «Эвридика! Эвридика!». Стало светлеть, виден выход на землю. Орфей (тревожно): Здесь ли Эвридика? Идет ли она за мной?
Забыв все на свете, остановился Орфей и оглянулся.
Орфей:Где ты, Эвридика? Дай взглянуть на тебя!
Рассказчик:На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое прекрасное лицо … Но лишь на мгновение… Отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке.
Орфей (кричит):Эвридика!
Картина третья Рассказчик:С отчаянным криком Орфей стал опускаться назад по тропинке и вновь пришел на берег черного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого. Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь — Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.