Происхождение народного поэтического творчества

Народное устное творчество – творчество народа. Для его обозначения в науке чаще всего применяется два термина: русский термин «народное устное поэтическое творчество» и английский термин «фольклор», введенный Вильямом Томсом в 1846 году.

Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк» (folk) – народ и «лор» (lore) – знание, мудрость. Русское народное поэтическое творчество отличается необычайным богатством и своеобразием видов произведений и художественных форм. Оно возникло вместе с формированием

русской народности, но имеет еще более глубокие исторические корни – восходит к древнейшей общеславянской художественной культуре.

Народно – поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности. Фольклор по-своему происхождению древнее литературы, так как он возник тогда, когда люди еще не умели писать, то ему, естественно, свойственна у с т н а я   ф о р м а   с л о в а. В некоторых своих жанрах он соединяет слово и напев, то есть сливает воедино словесное и музыкальное искусство, кроме того, все произведения фольклора существуют в живом исполнении, то есть имеют в себе элементы театрального

искусства. Устное поэт ТВ-во рус народа включает в себя разн жанры словесного творчества: обряд песни, причитания, сказки, предания, легенды, пословицы, загадки, былины, истор и лир песни, частушки.

Имеется целый ряд важных особенностей фольклора: коллективность,  народность, традиционность, изменяемость. Однако все эти признаки свойственны не только словесному фольклору, но и всему нар искусству, всем его видам – и музыке, и танцам, и живописи,  и вышиванию. Произведения могут создаваться и коллективом и отдельными лицами – певцами и сказочниками, но если они соответствуют запросам и вкусам народа, то начинают жить в его среде, исполняются многими хорами и отдельными певцами. Коллективность состоит и в том, что фольклорное произведение – достояние народа: оно долго живет и притом в разных областях страны, передается от поколения к поколению, и множество людей, исполняя, вносит в него новые особенности.

Для фольк произведений свойственны особые способы композиции: цепочная связь образов, ступенчатое сужение образов, градация, лейтмотив, троекратное повторение; они отличаются большой ролью фантастики, чудесного в сюжетах и меньшим развитием психологическое изображения героев. Фольклорные произведения создаются не на книжном лит языке, а на живом разговорном, народном языке, имеющем свои особенности в словаре, а также звуковые особенности местных говоров, или ударения, не всегда совпадающие с литературными.

В народном поэтическом творчестве выработалась своя особая система выразительных средств: это символика образов (молодец-сокол ясный, девушка-павушка) постоянные эпитеты (солнце красное, луг зеленый, руки белые), тавтологии (горе горькое, диво дивное), синонимика (даны-пошлины, правда-истина, роду-племени). Языку фольклорных произведений свойственны уменьшительно-ласкательные формы слов (рученьки, бережок, пташечка), краткие прилагательные (сине море, чисто поле, светел месяц), повторение предлогов, а также разнообразные типы повторений слов и словосочетаний.

Песенные фольклорные жанры (былины, исторические песни, баллады, лир песни), по всему своему стихотворному строю отличаются от произведений литературы: им свойствен тонический, а не силлабо-тонический стих; последний употребляется главным образом в частушках. Рифма используется в фольклоре лишь в особых случаях и имеет отличный от литературной рифмы характер: это чаще глагольная рифма.

Роль внеклассной и внешкольной работы в общекультурном развитии школьников

Сейчас на плечи учителя литературы ложится нелегкая задача восполнить значительные пробелы в духовном разви­тии личности школьника, что возможно только при том условии, когда процесс общения с литературой будет носить непрерывный характер, то есть не только на уроке, но и вне его. Задачи общекультурного и литературного развития школьников являются определяющими не только для уроков литерату­ры. Значительную роль в их решении играет внеклассная и внешколь­ная работа по предмету. Она дает возможность расширить диапазон общения учащихся с литературой и с миром искусства вообще, созда­ет условия для более глубокого и тонкого освоения художественного произведения и постижения его культурологического контекста.

Вне­классная работа является одним из наиболее важных источников мно­гообразных художественных впечатлений учащихся: читательских, му­зыкальных, театральных. Здесь учащиеся могут проявить себя и в соб­ственном литературном творчестве, увидеть свой творческий потен­циал, способности в художественно-исполнительской и творческой де­ятельности. Внеклассная работа – цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие: расширить литературное образование, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить их нравственные позиции. Главный их принцип – добровольность. Во время внеклассной работы значительно ярче выявляется личность воспитанника. Специфика лит занятий определяется, прежде всего тем, что на них школьники приходят не по обязанности как на урок, а добровольно.

В методике преподавания литературы определены постоянные и эпизодические формы внеклассной работы. Постоянные – круж­ки, факультативы, литературные студии, клубы и др., эпизо­дические – литературные вечера, фестивали, конкурсы, читатель­ские конференции,  олимпиады, экскурсии и т.д. Внекласс­ная работа строится на принципах добровольности, учета возраст­ных психологических особенностей учащихся, преемственности между урочной и внеурочной деятельностью, систематичности. Особую актуальность приобретает индивиду­альный подход к учащимся, который позволяет учитывать их интересы, склонности, способности к творчеству. Внеклассную работу можно разделить на три вида: индивидуальную, групповую и массо­вые мероприятия. Индивидуальная работа проводится в форме консультации при подготовке творческих работ.

Групповые формы работы предполагают создание небольшого коллектива учащихся, объединенного общими интере­сами и целями для выполнения разовых заданий в соответствии с планом кружка, факультатива. Массовые формы работы характеризуют­ся большим количеством участников одной возрастной группы или смешанным составом. К данным формам работы относятся лите­ратурные вечера и праздники, фестивали, олимпиады и др.

Пример проведения одного из мероприятий. В последнее время в школьные программы по литературе все чаще стали  включать изучение унт.  Фольклор самоценен; обращение к нему позволяет глубже понять и почувствовать дух собственного народа, его миросозерцание, культуру историю.

Цели уроков по возрастной категории: Как показывает практика, фольклор с интересом воспринимается как учениками средних классов, так и старшеклассниками. Однако и цели, и приемы изучения существенно различаются. В старших классах мы стремимся выстроить своеобразный курс фольклора, подойти к его изучению более системно, стараясь в то же время постоянно проецировать изученное на литературный материал. Речь о таком курсе фольклора пойдет ниже. В средних же классах мы отказались от построения строгого курса. На этом этапе важно пробудить интерес к устному народному творчеству, дать понять ребятам, что они – носители фольклора (анекдоты, частушки, считалки, дразнилки с удовольствием вспомнят все), в конце концов, просто поиграть с ними в фольклор.

1 пример: Принцип игры с текстом, словом должен, на наш взгляд, стать главным при изучении фольклора в средних классах. На одном из уроков по былинам после знакомства с термином “постоянный эпитет” была предложена ученикам такая игра: составить предложение в котором было бы употреблено как можно больше постоянных эпитетов. Естественно, что все должно быть “обставлено” как соревнование: и фиксированное время для работы, и чтение своих предложений вслух, и определение победителей, и даже последующая публикация в классном литературно-художественном журнале (кстати, если его еще нет – прекрасный повод для начала!).

Вот некоторые примеры:
“Поехал в чисто поле да на коне богатырском добрый молодец, да поехал за наливным яблочком для красной девицы, что в стольном Киеве-граде живет, да устами сахарными сладки речи говорит” (ученик 1).
“Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел” (ученик 2).
“Ударила красна девица добра молодца в чистом поле мечом булатным, упал добрый молодец на сыру землю головой буйной да залились уста сахарные кровью” (ученик 3).

Для закрепления понятия “гипербола” можно предложить ребятам продолжить, используя гиперболы, предложения типа:
Конь Ильи Муромца был таким тяжелым, что, когда он скакал, казалось, что … .
Добрыня Никитич так яростно нападал на врагов, что им казалось, что … .

Побеждает самый остроумный.
Игра помогла ребятам в полном смысле слова освоить важнейшие стилевые моменты былин. Не просто узнать, познакомиться сними, а именно усвоить, сделать своими, пропустить через себя. Логическим итогом такого разговора о былинах станет сочинение собственных былин (естественно это домашнее задание, его может выполнить и один ученик, и группа учащихся). Ребятам придется провести достаточно сложную работу по стилизации, соблюсти все каноны – это ли не лучшая проверка освоенности материала? К тому же в процессе такой работы, в общем-то, далекий от ребят жанр былин как бы приближается к ним – ведь очень интересно и весело писать, а потом читать в классе былину на актуальный сюжет из окружающей жизни.




Жанры эпохи просвещения.
Сейчас вы читаете: Происхождение народного поэтического творчества