Сонет в литературе эпохи Возрождения

Сонет — особая форма стихотворения, зародившаяся в XIII веке в поэзии прованских трубадуров. Из Прованса сонетная поэзия перешла в Италию, где достигла совершенства в творчестве Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо.

Классический итальянский сонет состоит из четырнадцати строк и делится на две части — октаву (восмистишие), включающую два катрена (четверостишия), и секстет (шестистишие), распадающийся на два терцета (трехстишия). От итальянских поэтов форму сонета переняли в XVII веке

испанцы, французы и англичане. Своего высшего расцвета сонетная поэзия достигла в Англии в конце XVI-начале XVII века.

К форме сонета обращались Томас Уайет, Генри Хоуард, граф Сарри, Филип Сидни, Эдмунд Спэнсер. В последнее десятилетие XVI века написал свои «Сонеты» и Шекспир. В то время была разработана другая форма сонета, которая получила название английской, или шекcпировской. В шекcпировском сонете тоже четырнадцать строк, но он состоит из трех четверостиший и заключительного куплета (двустишия).

С самого зарождения сонетной поэзии стихотворения посвящались, одному лицу. Так

возникали циклы сонетов, связанные внутренним единством. Посвящения объединяют и «Сонеты» Шекспира. В подлиннике 126 сонетов обращены к другу, остальные — к возлюбленной. Однако в русских переводах некоторые сонеты, посвященные другу, обращены к женщине. В ряде случаев это объясняется отсутствием в английском языке грамматической категории рода, что часто затрудняет однозначное определение адресата сонета.

Данте, великого поэта, которого называли последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени, создателем итальянского литературного языка. Он родился во Флоренции, в дворянской семье. Девятилетним мальчиком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа Беатриче. Она была его ровесницей. Эта встреча и сделала его поэтом. Прошло девять лет, и Данте опять встретил Беатриче, теперь уже неотразимую красавицу.

Детская влюбленность превратилась в романтическую любовь. Беатриче вскоре умерла и навсегда осталась для своего возлюбленного идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил Беатриче. В стихах он оплакивал и ее уход из этого мира. В 1292 г. появилась первая в европейской литературе лирическая биография — «Новая жизнь» («Vita nuova»).

По форме «Новая жизнь» — сложно сконструированный текст, написанный вперемежку стихами и прозой, насыщенный сложно поддающимися трактовке символами и аллегориями. Это рассказ о влюбленности поэта в Беатриче — даму, которую он видел трижды в жизни — в алом платье, когда ей, ровеснице поэта, было 9 лет, в белом, когда им исполнилось по 18 — Бетриче ответила улыбкой на его поклон — и вскоре последний раз, когда Д. поклонился ей, но не встретил ответа. Красный цвет платья символизирует радость первых лет жизни, белый — чистоту и целомудрие. Цифры 9 и 18 также имеют символическое значение.

Любовь мыслится поэтом как стихийная сила, «проникающая через взоры в сердце» и воспламеняющая его желанием той, «что с небес сошла на землю — явить чудо». Согласно воззрениям Д. — любовь сродни науке, которая подготавливает душу человека к общению с богом. В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем за Симоне деи Барди и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет.

Данте написал «Новую жизнь» либо в 1292 г., либо в начале 1293 г. Эпоха напряженно искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но любовь эта трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и все человечество. Основное ядро «Новой жизни» образуют стихотворения. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллату и 2 стихотворных фрагмента. Стихотворения «Новой жизни» симметрично сгруппированы вокруг второй канцоны «Младая донна в блеске состраданья», образующей композиционный центр книги.

Данте, великого поэта, которого называли последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени, создателем итальянского литературного языка. Он родился во Флоренции, в дворянской семье. Девятилетним мальчиком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа Беатриче. Она была его ровесницей. Эта встреча и сделала его поэтом. Прошло девять лет, и Данте опять встретил Беатриче, теперь уже неотразимую красавицу.

Детская влюбленность превратилась в романтическую любовь. Беатриче вскоре умерла и навсегда осталась для своего возлюбленного идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил Беатриче. В стихах он оплакивал и ее уход из этого мира. В 1292 г. появилась первая в европейской литературе лирическая биография — «Новая жизнь» («Vita nuova»).

По форме «Новая жизнь» — сложно сконструированный текст, написанный вперемежку стихами и прозой, насыщенный сложно поддающимися трактовке символами и аллегориями. Это рассказ о влюбленности поэта в Беатриче — даму, которую он видел трижды в жизни — в алом платье, когда ей, ровеснице поэта, было 9 лет, в белом, когда им исполнилось по 18 — Бетриче ответила улыбкой на его поклон — и вскоре последний раз, когда Д. поклонился ей, но не встретил ответа.

Красный цвет платья символизирует радость первых лет жизни, белый — чистоту и целомудрие. Цифры 9 и 18 также имеют символическое значение. Любовь мыслится поэтом как стихийная сила, «проникающая через взоры в сердце» и воспламеняющая его желанием той, «что с небес сошла на землю — явить чудо». Согласно воззрениям Д. — любовь сродни науке, которая подготавливает душу человека к общению с богом.

В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем за Симоне деи Барди и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет. Данте написал «Новую жизнь» либо в 1292 г., либо в начале 1293 г. Эпоха напряженно искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но любовь эта трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и все человечество.

Основное ядро «Новой жизни» образуют стихотворения. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллату и 2 стихотворных фрагмента. Стихотворения «Новой жизни» симметрично сгруппированы вокруг второй канцоны «Младая донна в блеске состраданья», образующей композиционный центр книги.

Франческо Петрарка (1304-1374) — первый европейский гуманист. Круг интересов Петрарки был необычайно широк. Он собирал и изучал древние манускрипты, прекрасно знал сочинения греческих философов и поэтов. Знаком был и с трудами отцов церкви. Подобно греческим мудрецам, он стремился к физ привлекательности.

Он написал «Письмо к потомкам», в котором обстоятельно рассказал о своем жизненном пути. Следуя заветам древних, считал, что тот не мудрец, кто не знает себя. Поэтому все его творчество основывалось на глубоком самопостижении, что помогало ему понять все человечество. Петрарка был коронован королем поэтов и был увенчан лавровым венком на римском форуме в 1342 г.

Однако основоположника итальянского гуманизма нередко мучили сомнения и терзал стыд. Не слишком ли он жаждет славы и поклонения? Не много ли забот он уделяет мирским делам, забывая о суде Божьем? Своими сомнениями он поделился в трактате «О презрении к миру», написанном в форме вымыш диалога, который ведут поэт и Блаженный Августин (353-430).

Христианский вероучитель упрекает автора за суетность, за забвение господних милостей, за увлечения телесной красотой, за страстную любовь к донне Лауре. Петрарка признает себя виноватым, но в оправдание вопрошает: «Разве не любовь правит миром»? Прижизненную славу Франческо Петрарка стяжал своей поэмой «Африка» (1342). Следуя за вергилиевой «Энеидой» он создает на латинском языке пространное повествование о войнах между древним Римом и Карфагеном.

Поэма осталась незавершенной, а с течением времени — забытой. В памяти потомков Франческо Петрарка остался автором «Книги песен», над которой он работал начиная с первой встречи с Лаурой вплоть до самой смерти. Поэт оставил такое свидетельство: «Лаура, именитая своими доблестями и долгое время прославленная в моих стихах впервые предстала моим взорам в лета моей ранней юности, в 1327 году, утром, 6 апреля в церкви св. Клары в Авиньоне; и в том же городе того же месяца и в то же день и час 1348 года этот светоч был отнят у нашего света, когда я был в Вероне, не ведая моей судьбы».

Лаура де Нов происходила из знатной семьи, в семнадцать лет в 1325 г. вышла замуж за Уго де Сада, была матерью одиннадцати детей. Умерла в страшный год, когда по всей Европе прокатилась эпидемия чумы. Она не ведала, того, что вдохновила гения поэзии и обрела бессмертие. По давней средневековой традиции это была любовь издалека. Как и Беатриче у Данте, Лаура в стихах Петрарки олицетворение духовного совершенства, мудрости, любви. Но образы возлюбленных у поэтов имеют одно существенное отличие. Беатриче — прекрасна, Лаура — красива.

У Данте мы не найдем описания внешнего облика, тогда как Петрарка замечает белизну ее рук, золото волос, легкую походку. Портрет Лауры реальнее и конкретнее, но главное внимание по-прежнему уделяется не страсти, а добродетели. «Книга песен» состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». В первой части звучат признания, сколь счастлив поэт, лицезреющий Лауру.

Во второй части поэт самочинно, подобно Данте, канонизирует возлюбленную, соответственно образ ее обретает черты святости. Уход Лауры из жизни — это не только горе поэта, но и сама природа продолжает скорбеть и хранить о ней память. «Книга песен» включает 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Франческо Петрарка открыл лирику своего времени.

Заслугой его является то, что он продемонстрировал безграничные возможности сонета.. Многочисленные его подражатели и продолжатели — их обычно называют петраркистами — культивировали жанр сонета, варьируя в своем творчестве мотивы платонической любви.

Шекспир ( общ. свед. см. в 13 вопросе) В творчестве Шекспира выделяются три этапа. Первый — последнее десятилетие XVI в. В этот период Шекспир обращается к разным жанрам. Он выступает как поэт. На античные сюжеты он пишет поэмы «Венера и Адонис» (1593 г) и «Лукреция» (1594 г.), посвященные графу Саутгемптону и имевшие большой успех. Творчество Шекспира таит в себе много загадок, к числу которых относится и сюжет сонетного цикла, большая часть которого посвящена неизвестному другу.

Воздавая должное его духовному и физическому совершенству, Шекспир не раз говорит о том, что его долг оставить после себя достойное потомство. Затем появляется героиня, именуемая обычно «смуглая леди сонетов».

Поэт не идеализирует ее, но восхищается ее земной красотой: Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежной лепесток.

Шекспир полемически настроен по отношению к другим авторам сонетов, которые воспевали прекрасных дам, его возлюбленная реальная земная женщина и тем сильна ее привлекательность. Лирический герой в переживет двойную измену: друг и возлюбленная соединяют свои судьбы. Сонеты посвящены традиционным темам, Шекспир размышляет о дружбе, любви, творческом бессмертии. Порой он сравнивает себя с актером, а мир предстает театральным зрелищем.

Новые технологии обучения на уроках литературы

Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является «переживание» знаний, «вчувствование» в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора.

Начиная с середины 60-х годов, в методике решались задачи развития навыков самостоятельной работы, активизации мыслительной деятельности учащихся, проблемное обучение, использования наглядности и технический средств обучения. Весь этот технологический багаж успешно используется в современной школе. Однако в последние годы широко внедряются и новые технологии обучения, такие как: ит; технология модульно-развивающего обучения; технология интерактивного обучения; технология индивидуализации и дифференциации в обучении и др. в центре современного урока литературы находится диалог, который обеспечивает активное участие ученика в процессе обучения.

Традиционный технологии: -современное прочтение классики; -технология проблемного обучения; -технологии использования опорных конспектов и схем; — технология игрового обучения (викторины, конкурсы,  КВН, концерт, спектакль + добавляем … «мозговой штурм»—-когда учащиеся разбиваются на подгруппы, каждая подгруппа получает задание, время на его выполнение, потом докладывает вслух о выполнении задания, учитель подводит итоги;  «деловая игра»—-связана с перенесением ответственности от учителя на ученика за изучение темы; когда ученики объясняют друг другу материал, самостоятельно анализируют текст, формируют вопросы для своей группы и для класса вцелом; «ролевая игра»—когда учитель или сами ученики распределяют роли на уроке. Возможны роли историка, критика, писателя, героя, автора, зрителя, читателя и т.д..

Инновационные технологии: -технология модульно-развивающего обучения (состоит в планировании материала учебного года: весь мат-л года уч-ль разбивает на блоки ок.10-12 бл., т. е. темы программы объединяются и находится в них что-то общее, напр., «Любовь тв тв-ве Ахматовой, Маяковского, Есенина». Уч-ль пишет сценарий занятия, состоящий из 3х минимодулей: 1) 30 мин.-установочно-мотивационный (уч-ль ставит перед уч-ся цель, актуализирует знания, создает атмосферу в классе, проверяет д/з); 2) 30 мин. — содержательно- поисковый (уч-ль готовит содержание новой темы т. обр., чтобы уч-ся самостоятельно добывали знания); 3) 20 мин. — оценочно-рефлексивный (уч-ль подводит итоги, закрепляет материал, дает тинструктаж к д/з, выставляет оценки и проверяет реакцию уч-ся на работу в классе). — технология исп-я взаимодействия искусств (живописи, музыки, архитектуры, нар. тв-ва) на уроках лит-ры (напр., для анализа худ-го текста, лирического произведения и т.д.).

Технологическими требованиями к современному уроку являются: отчетливая целенаправленность урока; достаточное организационное и материальное обеспечение; оптимальный психологический режим; экономия времени на уроке; непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление знаний. Специфика процесса обучения на уроках литературы диктует свои требования к его построению с использованием новых технологий.

Какие бы технологии ни использовал учитель-словесник, главным на уроке является развитие художественно-творческих способностей учащихся (литературных, изобразительных, музыкальных, актерских и др.). Чаще всего она включает в себя композиционные элементы, присущие и художественному произведению: экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку и эпилог.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сонет в литературе эпохи Возрождения