Развитие драматургии в мировой литературе 20 века
«Новая драма» началась с реализма, с которым связаны художественные достижения Ибсена, Бьёрнсона, Гамсуна, Сгриндберга, Гауптмана, Шоу, но впитала в себя идеи других литературных школ и направлений переходной эпохи, в первую очередь натурализма и символизма.
Под лозунгами натурализма, требовавшего абсолютной точности, научности и объективности изображения, формировалась социально-критическая драматургия Стриндберга и Гауптмана, ставшая одним из важнейших открытий и завоеваний реалистической драмы
В свою очередь, символизм с его реакцией отталкивания от натурализма, отрицания и преодоления его идейно-теоретических основ, устремленностью к духовности, попыткой абстрагироваться от конкретно-чувственных явлений и выразить сущность бытия в аллегории, метафоре, иносказании, существенно обогатил изобразительные возможности реалистического искусства Ибсена.
В то же время в «новой драме» нашел свое место
И все же основная тенденция «новой драмы» — в ее стремлении к достоверному изображению, правдивому показу внутреннего мира, социальных и бытовых особенностей жизни персонажей и окружающей среды. Точный колорит места и времени действия — ее характерная черта и важное условие сценического воплощения. «Новая драма» стимулировала открытие новых принципов сценического искусства, основанных на требовании правдивого, художественно достоверного воспроизведения происходящего.
Благодаря «новой драме» и ее сценическому воплощению в театральной эстетике возникло понятие «четвертой стены», когда актер, находящийся на сцене, словно не принимая во внимание присутствие зрителя, по словам К. С. Станиславского, «должен перестать играть и начать жить жизнью пьесы, становясь ее действующим лицом», а зал, в свою очередь, поверив в эту иллюзию правдоподобия, с волнением наблюдать за легко узнаваемой им жизнью персонажей пьесы.
«Новая драма» разработала жанры социальной, психологической и интеллектуальной «драмы идей», оказавшиеся необычайно продуктивными в драматургии XX в. Без «новой драмы» нельзя себе представить возникновения ни экспрессионистской, ни экзистенциалистской драмы, ни эпического театра Брехта, ни французской «антидрамы». И хотя от момента рождения «новой драмы» нас отделяет уже более века, до сих пор она не утратила своей актуальности, особенной глубины, художественной новизны и свежести.
Формирование зрительной культуры школьников в процессе изучения драматического произведения
На завершающих уроках по изучению драм. произв-я, по сути дела, встают в обобщенном виде те вопросы, какими ученики занимались в процессе анализа.
Итоговые занятия нередко начинаются уже в работе над последним действием пьесы, когда разрешается в пьесе конфликт и драматург как бы подводит итоги. Особую роль приобретает на завершающем этапе изучения драмы выразительное чтение учащихся. Оно является проверкой глубины понимания ими характера героя. Это должно проявиться в трактовке школьниками каждой сцены. Такой же цели может служить чтение ими по ролям отдельных сцен пьесы.
По-разному может подойти учитель к вопросу о том, как распределить роли. Инициатива может идти от педагога, хотя желательно прислушиваться и к тому, какая роль и почему привлекает ученика. Домашним заданием к уроку, на котором запланировано чтение, может быть письменное или устное составление характеристики героя.
Среди вопросов к этому заданию могут быть такие: «Почему зы выбрали именно эту роль? Какое место в пьесе занимает ваш персонаж? Какой вам представляется его внешность, манера держаться, говорить? В каких обстоятельствах он изображен? Что вы знаете о его прошлой жизни? Каковы его отношения с другими действующими лицами? К чему он стремится?»
На завершающих занятиях целесообразно устраивать своеобразные конкурсы чтения отдельных сцен для проверки глубины понимания учащимися пьесы. Задание дается нескольким ученикам, а после чтения предлагается классу сравнить, кто из читавших с большей полнотой донес чувства и мысли автора.
Большое место на завершающих уроках может занять сценическая истерик драматического произведения. К этому времени у школьников уже есть свое понимание персонажа и всей пьесы. Поэтому ознакомление их с разными сценическими трактовками дает возможность поставить вопрос: чья трактовка, с их точки зрения, больше соответствует замыслу драматурга? Подобный вопрос на уроке создает проблемную ситуацию.
В завершение работы над драматическим произведением желательно побывать на спектакле или посмотреть его экранизацию.
Главным критерием ценности драматического произведения является его сценическое бессмертие, неугасающий интерес к нему со стороны зрителя, который находит в нем ответы на большие и важные вопросы. Станиславский говорил, что пьесу надо смотреть для большой человеческой идеи, для идеи, которая и сегодня была бы нужна тысячам людей, которые идут на спектакль.
Художественная емкость драматического произведения дает возможность нового прочтения ее театрами. История сценического воплощения пьес наших великих драматургов поможет ученикам ответить на общий, заключающий занятия вопрос: «Для какой большой человеческой идеи, нужной нам, должна быть поставлена изучаемая пьеса?»
Работа над драмой в школе — это всегда не только воспитание читателя, но и зрителя. Поэтому уже при изучении «Ревизора» должен быть поставлен вопрос об отличии пьесы от спектакля. Опираясь на театральный опыт учеников, анализируя театральную программу, сопоставляя спектакль с текстом пьесы, они наглядно убеждаются, сколько людей включается в ее сценическое воплощение (актеры, режиссер, художник и т. д.).
Однако как при работе над первым драматическим произведением, так и в дальнейшем надо воспитывать у школьников убеждение, что спектакль — это не иллюстрация к пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, который по-своему трактует пьесу драматурга.
Актеры и режиссер не только передают живой облик героев пьесы, зрительно представляют события, реализуют на сцене словесный образ. Театр передает и свое понимание пьесы, свое отношение к проблемам, поднятым в ней. Актер не только перевоплощается в героя пьесы, он «играет» и свое отношение к этому образу.
Для неподготовленного зрителя решение, предложенное спектаклем, может оказаться окончательным, принятым на веру, без раздумий. Личность ученика, его собственное отношение к произведению, наконец, объективное толкование смысла пьесы в этом случае окажутся скованными.
Классный разбор пьесы, предваряющий встречу с театром, к тому же — в идеальном случае — учитывающий особенности предстоящего просмотра, как раз и должен помочь сформироваться личному отношению к прочитанному и прояснению объективного смысла произведения.
Люди, разные по своему жизненному опыту, склонностям, убеждениям, увидят в одном произведении искусства не одно и то же. В восприятии искусства субъективность столь же естественна, как свое видение мира и оригинальность способов его воплощения для художника, творца.
Драма — трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Ведь всю психологическую разработку характера, эти переходы между «готовыми моментами», душевные движения, часто выраженные только в поступках, ему приходится открывать самому. Читатель должен представить, что составляло круг жизни героя до его появления на сцене, что он чувствует и о чем думает между сценическими эпизодами, обрисованными драматургом.
И все это должно совершаться во время чтения пьесы или просмотра спектакля, иначе сценическое действие будет неоправданно, характер героя неясен. Проникновение же в общий смысл происходящего на сцене, в движение пьесы, определение тональности ее актов, выделение лейтмотивов действия роднит труд читателя с работой режиссера.
Таким образом, в процессе чтения пьесы читателю приходится в своем воображении видеть и слышать происходящее на сцене, приходится быть потенциальным зрителем спектакля, представлять себе, как движется, говорит, живет персонаж, значит, надо быть в какой-то степени актером и понимать, почему именно так, а не иначе совершается, оформляется действие на сцене, следовательно, решать режиссерские задачи.