Человек и его судьба в литературе 17-18 вв

В 17 в широкое распространение получает новое идеологическое течение Просвещение. Писатели, критики, философы- Дидро, Бомарше, Свифт, Дефо, Вольтер и др. характерной чертой Просвещения являлось своеобразное обожествление разума как единого критерия оценивания всех явлений действительности.

Просветители были уверены, что природа не делает человека ни злым, ни добрым, а особенности его характера, его особенности являются следствием воздействия окр среды. Отсюда вытекает, что и все недостатки человека определяются

средой и порядками.

И действительно, рисуя отрицательных героев, писатели пытались объяснить их поступки условиями их жизни. Отсюда возникают соц-крит тенденции в творчестве, создающие впечатления у читателя о том строе, в котором рождены растленные человеческие натуры. Просветит лит-ра полна типов самодуров-помещиков, деспотов и соблазнителей, а также жертв самодуров и деспотизма.

Не смотря на взгляды о том, что именно общественный строй делает человека морально бедным, просветители не ставили вопроса о революционных изменениях. В этом заключалось их основное противоречие

в мировоззрении. Просветители возлагали надежду не на революционные изменения, а на воспитание людей в гуманист духе, на привитие им идей соц справедливости. Однако теоретики очень узко понимали общественную среду, включая в неё только политический строй и феодальное право. Они ждали просвещенного монарха, мудрого законодателя, нравственно совершенного человека.

Касаясь влияния соц условий на человека, они показывали, как общество морально уродует человека, но они не раскрывали экономические, классовые истоки приниженности человека.

Просветители, особенно фр, создали своеобразный культ «естественного человека», которого они объявляли порождением самой природы и наделяли здоровыми чувствами и стремлениями. Все плохое в нем рассматривалось, как пагубное влияние общества. Данная теория пользовалась большой популярностью в буржуазных кругах, т.к. была направлена против феодализма. Поэтому идеализация буржуа, которого мыслители XVIII века выдавали за естественного человека, не была случайной. Они рассматривали его как  человека, сформировавшегося внеисторически.

Некоторым казалось, что человечество начало развиваться с одинокого Робинзона Крузо.  А «исторический человек» феодального общества рассматривался как плод испорченной, деградирующей цивилизации, который руководствуется не естественными законами разума и сердца, а а искусственными нормами феодальной морали. Сословные предрассудки убили в нем человеческие качества. Просветители учили тому, что все люди от природы равны. Человек ценен не титулами, и не общественным положением, а своими духовными, моральными качествами.

Технология индивидуализации и дифференциации в обучении школьников на уроках литературы

В начальной школе, а особенно в первом классе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения.

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Понятия “индивидуализация ” и “дифференциация” обучения.

Общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:

1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

2. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности.

3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.

4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

5. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

· быть единой для всех групп учащихся;
· показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
· наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
· представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Критерии дифференциации учащихся
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.

Технология организации дифференцированной работы учащихся на уроке
Следующим этапом являлась разработка стратегии взаимодействия учителя с разными группами. На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:
1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей);
2. Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития.
3. Формировать учебно – познавательную мотивацию.
4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.
В соответствии с этими задачами была разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности учащихся.

Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков:

1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить содержание текста, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.

2. Конструктивный уровень: позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

Дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.




Под содержанием образования понимается.
Сейчас вы читаете: Человек и его судьба в литературе 17-18 вв