Литература эпохи Средневековья, ее главные особенности, проблематика, жанры, выд произведения


Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немец­ким историком Горном, в классической (христианс­кой) схеме периодизации культурно-историче­ского процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем.

IV-VI – переход от античности к средним векам (476 – императора убили, падение Рима)

V – X/XI – распад цивилизации, темные века, раннее средневековье

XI-XIII – высокое средневековье

1. Это культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила осн достижения античной культу­ры. Средневековая литература носит религиозный характер, пре­обл произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на лат языке. Светская литература выступает не отражением действи­тельности, а воплощением идеальных представлений о челове­ке, типизацией его жизни.

Основная черта – героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой вели­ких жертв свет торжествовал над мраком.

Если в основе античного понимания культуры – при­знание безличностного абсолюта, которым выступал «божест­венный строй вещей», то в средневек культуре просле­живается


постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Античный человек черпал свою уве­ренность в созерцании космоса и природы. Теперь ликвидируется признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. Культура сознания и самосознания приобретает книжный ха­рактер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры 1. два начала «романское начало» – традиции Западной Римской империи Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искус­ство, философия; а также христианство, ставшее на зака­те Рима государственной религией империи. «германское начало» – усвоенные варварами традиции римлян (франков, галлов, саксов, ютов, готов)

Материальная основа: феодальные отноше­ния:

условность собственности на землю: социально-политическая иерархия. Личное и экономическое подчинение крестьян, основные формы зависимости – патронат и крепостное право.

политическое господство дворянства, основанное на соче­тании прав на землю с политической властью. Социальные отно­шения сеньора и вассала строились на основе договоров, семей­ных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Духовенство заботилось о душе чело­века, дворянство (рыцарство) занималось государственны­ми делами, народ трудился.

Для второй сословной группы – дворянства – характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храб­рость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благород­ство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом.

Традиционализм, ретроспективность. Чем древнее – тем подлиннее – вот кредо связи ново­го и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявле­нием гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ог­раничение свободы творчества рамками теологически норми­рованного мировоззрения, каноничность.

Особым явлением была рыцарская литература, воспеваю­щая дух войны, вассального служения, поклонения прекрас­ной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, побе­дах, эти произведения использовали живой разговорный язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославля­ются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля

Факторы формирования культуры средневековья.

Варвары:

языки ? разрушили чистоту латыни

поэзия ? мифологический, поэтический, устный характер

первобытнообщинный строй ? социальный характер

Античность («посмертное влияние») ? языковое влияние, латынь. Религия. Христианство (с I в) + ислам + буддизм. Христиане = 250 млн католиков + 150 православных + 150 протестантов. Раскол 1054 года: западное христианство: католики и протестанты (новый буржуазный тип сознания). Жанры: Саги (например ирландские), , Песнь (О полку Игореве, О Роланде и т.д..) (Героический эпос), роман (рыцарский эпос), поэзия трубадуров, драма (литургическая драма, мистерии, циклические мистерии, миракли, комический театр, моралите), Городская литература средневековья (шуточная лирика (без муз. сопровождения), бытовые стихотворные рассказы, сатирические и аллегорические романы, разная дидактическая литература).

Методика изучения обзорной темы на уроках литературы

Тема: Литература эпохи Средневековья. Периодизация. (Обзорная тема). Урок-лекция.

Цели: образовательные: выделить основные особенности литературы Средневековья, подготовить учащихся к правильному восприятию произведений, написанных в этот период; развивающие: развитие умений анализа текста; воспитывающие: воспитание любви к литературе.

Задачи: Показать основные особенности и предпосылки возникновения литературы Средневековья; Знакомство с основными литературными жанрами эпохи Средневековья. Сравнение героического эпоса Франции, Испании и Германии;

Ход урока: Подготовительный этап:  Учитель приветствует учеников, объявляет тему лекции. Прежде чем начать рассказ об эпохе средневековья учитель задаёт вопросы с целью актуализации знаний учеников (Откуда пришёл термин Средневековье, с чем у вас ассоциируется эта эпоха, какие произведения вы знаете и т.д.)

Основной этап: Учитель даёт общую характеристику эпохе, рассказывает о социально экономических и политических факторах, повлиявших на развитие литературы в эпоху средневековья.

Обзор искусства Средневековья (знакомство с примерами живописи, архитектуры)

Пользуясь учебником, учитель и ученики разбирают основные литературные жанры эпохи.

Ученик делает доклад по теме «Лирика провансальских трубадуров».

Учитель переходит к теме героического эпоса Средневековья. Поднимает тематику, проблематику, стилистические особенности гер эпоса.

Учитель рассказывает об исторической основе «Песни о Роланде».

Обсуждение образа Карла Великого.

Учитель переходит к «Песне о Нибелунгах». Ученики вместе с учителем ищут схожие и различные черты между «Песнью о Роланде», «Песнью о полке Игореве»  и «Песнью о Нибелунгах». Приближение «Песни о Нибелунгах» к рыцарским куртуазным романам.

Завершающий этап (обобщение). Учитель обобщает  представленную информацию, делает акцент на основных моментах. Подводит итог занятия.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 votes, average: 3.33 out of 5)
Loading...


Semantic structure of the word is.
Сейчас вы читаете: Литература эпохи Средневековья, ее главные особенности, проблематика, жанры, выд произведения