Литература эпохи Средневековья, ее главные особенности, проблематика, жанры, выд произведения
Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немецким историком Горном, в классической (христианской) схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем.
IV-VI — переход от античности к средним векам (476 — императора убили, падение Рима)
V — X/XI — распад цивилизации, темные века, раннее средневековье
XI-XIII — высокое средневековье
1. Это культура христианская, отрицая языческое отношение к
Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествовал
Если в основе античного понимания культуры — признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневек культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Античный человек черпал свою уверенность в созерцании космоса и природы. Теперь ликвидируется признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры 1. два начала «романское начало» — традиции Западной Римской империи Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи. «германское начало» — усвоенные варварами традиции римлян (франков, галлов, саксов, ютов, готов)
Материальная основа: феодальные отношения:
условность собственности на землю: социально-политическая иерархия. Личное и экономическое подчинение крестьян, основные формы зависимости — патронат и крепостное право.
политическое господство дворянства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. Социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ трудился.
Для второй сословной группы — дворянства — характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом.
Традиционализм, ретроспективность. Чем древнее — тем подлиннее — вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность.
Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах, эти произведения использовали живой разговорный язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля
Факторы формирования культуры средневековья.
Варвары:
языки ? разрушили чистоту латыни
поэзия ? мифологический, поэтический, устный характер
первобытнообщинный строй ? социальный характер
Античность («посмертное влияние») ? языковое влияние, латынь. Религия. Христианство (с I в) + ислам + буддизм. Христиане = 250 млн католиков + 150 православных + 150 протестантов. Раскол 1054 года: западное христианство: католики и протестанты (новый буржуазный тип сознания). Жанры: Саги (например ирландские), , Песнь (О полку Игореве, О Роланде и т.д..) (Героический эпос), роман (рыцарский эпос), поэзия трубадуров, драма (литургическая драма, мистерии, циклические мистерии, миракли, комический театр, моралите), Городская литература средневековья (шуточная лирика (без муз. сопровождения), бытовые стихотворные рассказы, сатирические и аллегорические романы, разная дидактическая литература).
Методика изучения обзорной темы на уроках литературы
Тема: Литература эпохи Средневековья. Периодизация. (Обзорная тема). Урок-лекция.
Цели: образовательные: выделить основные особенности литературы Средневековья, подготовить учащихся к правильному восприятию произведений, написанных в этот период; развивающие: развитие умений анализа текста; воспитывающие: воспитание любви к литературе.
Задачи: Показать основные особенности и предпосылки возникновения литературы Средневековья; Знакомство с основными литературными жанрами эпохи Средневековья. Сравнение героического эпоса Франции, Испании и Германии;
Ход урока: Подготовительный этап: Учитель приветствует учеников, объявляет тему лекции. Прежде чем начать рассказ об эпохе средневековья учитель задаёт вопросы с целью актуализации знаний учеников (Откуда пришёл термин Средневековье, с чем у вас ассоциируется эта эпоха, какие произведения вы знаете и т.д.)
Основной этап: Учитель даёт общую характеристику эпохе, рассказывает о социально экономических и политических факторах, повлиявших на развитие литературы в эпоху средневековья.
Обзор искусства Средневековья (знакомство с примерами живописи, архитектуры)
Пользуясь учебником, учитель и ученики разбирают основные литературные жанры эпохи.
Ученик делает доклад по теме «Лирика провансальских трубадуров».
Учитель переходит к теме героического эпоса Средневековья. Поднимает тематику, проблематику, стилистические особенности гер эпоса.
Учитель рассказывает об исторической основе «Песни о Роланде».
Обсуждение образа Карла Великого.
Учитель переходит к «Песне о Нибелунгах». Ученики вместе с учителем ищут схожие и различные черты между «Песнью о Роланде», «Песнью о полке Игореве» и «Песнью о Нибелунгах». Приближение «Песни о Нибелунгах» к рыцарским куртуазным романам.
Завершающий этап (обобщение). Учитель обобщает представленную информацию, делает акцент на основных моментах. Подводит итог занятия.