Практикум по решению методических проблем в литературе

Учащиеся должны придумать и записать воображаемый диалог. Работа может проводиться в парах. Темы для диалога соотносятся с изучаемым произведением: О чем могли бы поведать друг другу розы, вырванные Каем из цветника Герды? («Снежная королева»).
Ответьте на вопрос: Как сделать гак, чтобы это и подобные задания «не увели» учащихся от анализа текста?

2. Одна из основных проблем современного литературного образования — серьезная перегрузка учащихся. Авторы программ и учебников часто следуют

по привычному пути расширения списка литературных произведений для обязательного чтения и изучения.
Задание: Внесите свои предложения по ликвидации перегрузки учащихся в процессе изучения школьного курса литературы?

3. Нередко можно услышать утверждение о том, что тесты политературе нивелируют личность, формируют из нее нечто усредненное, механическое и т.п.; Один из вузовских преподавателей
сказал, что «в XIX веке методисты не использовали никаких тестов и, слава Богу, литература в жизни общества занимала место не то, что ныне». И действительно, литература, поэзия, «сердце» и… тесты, холодный

расчет. Вопросы и задание: Согласны ли вы с такой позицией? Почему сейчас методика обращается к тестам как контролирующего, так и обучающего характера? В чем особенности тестов по литературе? Составьте тесты по творчеству любого писателя по вашему выбору.

4. Нередко в общении с современными школьниками можно услышать такое мнение: « Сегодня можно сформировать очень высокий уровень интеллекта и культуры с помощью Интернет, видео, кино. Они содержат все элементы, необходимые для этого. Зачем
нужно читать классику?. Не делайте из классиков идолов» Ответьте на вопрос: Согласны ли вы с таким утверждением? Что вы ответите своим ученикам, какие приведете аргументы?

5. «Для скольких читателей, — писала М.А.Рыбникова, — погибли «Записки охотника» Тургенева, пропали «Двенадцать» Блока, исчез «Евгений Онегин» — только потому, что их давали не вовремя
— в 13-14 лет … В эти годы он (подросток) оценивает «Евгения Онегина» как скуку, для него это тягучая история про любовь… Дать книгу вовремя — это великое дело: это значит или увлечь ею и тем организовать читателя — или провалить книгу и дезорганизовать читателя. А поскольку наша задача — воздействовать на взгляды и поступки, постольку мы должны быть на страже — ив библиотеке, и в школе» (Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы в школе.-М., 1930. -С. 11).
Задание: Докажите актуальность данного высказывания известного ученого-методиста М.А. Рыбниковой, опираясь на собственный педагогический опыт или воспоминания об уроках литературы, когда вы были школьниками. Проанализируйте современные программы «Литература», «Заруб1жна лпература» с этой точки зрения. Каковы ваши предложения по ликвидации указанных недостатков?.

6. В школе мы постоянно сталкиваемся не только с литературоведческой, или критической, или художественной интерпретацией, но и с ученической интерпретацией художественного текста, и эта интерпретация иногда может быть крайне субъективной.
Ответьте на вопрос: Как быть, если истолкование текста учеником не имеет ничего общего с объективным содержанием произведения? Каковы условия, способствующие успешному индивидуальному восприятию, пониманию и оценке художественного произведения?

7. Размышляя над особенностями личности учителя литературы, кандидат филологических наук из г. Черкассы О.И. Скобельская в статье «Одухотворять все, с чем имеешь дело»
(Русская словесность в школах Украины.-2004.-№3) задается вопросами: Какими же человеческими качествами, какой душой должен обладать учитель литературы XXI века? Ведь не только же вобрать, аккумулировать положительный опыт пред-
шествующих столетий? Что может воспитать, вырастить в себе нового, отличного, ранее еще не востребованного, но необходимого именно сейчас?
Задание: Прочитайте названную статью и попытайтесь ответить самостоятельно на поставленные в ней вопросы.

8. Несмотря на то, что литературное краеведение всегда было и остается важнейшим направлением деятельности учителя-словесника, в программах по литературе почти не находит отражения этот материал. Причин этому множество: и недостаток времени, и незначительность имен и тематики авторов, и отсутствие работ литературоведческого характера по осмыслению произведений писателей-земляков.

Ответьте на вопрос: Согласны ли вы с такой позицией авторов программ? Что могли бы предложить вы для решения этой проблемы?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Практикум по решению методических проблем в литературе