Развитие принципов культуросообразности воспитания в истории педагогики

Ф. А. В. Дистервега (1790- 1866)  можно считать основоположником педагогического  образования в Германии. Теория воспитания определялась Дистервегом  как «теория возбуждения».

Свободное развитие внутреннего  потенциала личности и последовательное воздействие организации воспитания взаимосвязаны. Свободное развитие требует от воспитателя не  применять никакого насилия над ребёнком в отношении его природных дарований. Сущность воспитания: в возбуждении и напряжении природных сил ребёнка.

Движение к разумности и нравственной гармонии общественных норм ? принцип природосообразности — принцип культуросообразности.

Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры, то есть учет условий, в которых ребенок живет (умение использовать реальную действительность в своих целях).  Дистервег сделал выводы, что состояние культуры каждого народа следует рассматривать в её естественноисторическом движении. Принцип культуросообразности исходит из того, что в воспитании необходимо принимать

во внимание  место и время, в котором родился человек.

Каждый учитель должен стремиться к гармоничному сочетанию культуры с природой, достижению равновесия между природной средой и природной сущностью человека. Воспитательно-образовательные принципы: пробуждение самостоятельности  ? образование с двух сторон: нечто находиться вне человека и составляющее для него цель, стремление и то, что возникает постепенно, в процессе развития самого человека.

К. Ушинский — основоположник научной педагогики в России, реформатор школы. У. предложил свой взгляд на сущность воспитания и образования, обосновав его идеей народности. Осн. ее положения: 1) единой для всех системы воспитания не сущ-т, у каждого народа своя собственная нац. система воспитания. 2) чувство народности явл-ся самым процным среди других.

Человек может забыть имя своей родины, но сохранить в себе черты своего народа. 3) пути реализации идеи народности возможны при наличии народных школ. Он доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие псих-е черты и моральные качества — патриотизм и нац-ю гордость, любовь к труду.

Он требовал, чтобы дети с раннего возраста усваивали элементы нар-й культуры, овладевали родным языком, знакомились с примерами устного народного творчества. Гл. цель воспитания — духовное развитие человека, достигнуть кот. невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на  особенности его нац. характера.

Философ, поэт, просветитель, гуманист, педагог Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) желая пополнить свои познания, решил побывать за  границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. В системе мировоззрений Сковороды понятия «самопознание», «труд», «счастье», «воспитание», «образование» выступают в тесной связи как ключевые.

В притчах, баснях, письмах, в частности в произведении «Благородный Еродий», С., касаясь вопросов, чему и как учить юношество, высказал идею о том, что учит только прекрасное и учить следует тому, что необходимо человеку для познания самого себя и окружающего мира, что нужно для труда и борьбы. Как к одному из средств воспитания С. обращался к родному слову, народному творчеству. Он осуждал механическое заимствование чужеземных пед. теорий. По глубокому убеждению мыслителя, образование должно быть доступным для всего народа.

Современная концепция «Школа диалога культур»

Основатель концепции ученый, философ Владимир Самойлович Библер и ученый-экспериментатор С. Ю. Курганов.  Основа — теория культуры, созданная Бахтиным.

Особенности: формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма и монофилии культуры (каждый человек многогранен), обновление предметного содержания, соединение в нем нескольких видов культур, форм деятельности

Основные концептуальные положения: диалог является неотъемлемым компонентом внутреннего содержания личности, многоголосье мира («карнавальное мироощущение» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании личности

диалог является позитивным содержанием свободы личности, диалог является не противоречием, а сосуществованием и взаимодействием (создается поликартиность, поликультурность мира и человек может это оценить с позиции своей культуры).

Содержание учебных предметов: В школе диалога культур все делится по эпохам, на основе кот. строится античное мышление и т. д. 1-2 классы — точка удивления (загадки, игра слова, числа)

3-4 классы — изучение античной культуры (весь материал базируется на культуре античности),

5-6 классы — культура Средневековья, 7-8 кл. — кул-ра Возрождения, 9-10 — кул-ра современности,

11 — специально-диалогический класс (обучение строится на внутреннем диалоге)

«+» школы — осознание учебных предметов дает человеку то, что он познает культуру, человек совершенствует свою активную позицию, умение быть толерантным.

«—» — напр., на примере Средневековья трудно изучать физику.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Развитие принципов культуросообразности воспитания в истории педагогики