Основные цели, задания, принципы и формы взаимодействия школы и семьи

Семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Школа и семья, должны осно­вываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодо­полнения в воспитательной деятельности.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать вни­мание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспи­тания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Объектом воздействия педагогов может

быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.

Деятельность пед коллективов с семьей включает три ос­новные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.

Образовательная составляющая включает в себя два направления дея­тельности; помощь семье в обучении и воспитании детей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих

в семье проблем и формирование пед культуры родителей.

Деятельность пед коллективов предусматривает просвеще­ние родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания: пед и социально-псих подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

значение личного примера и авторитета родителей в воспитании де­тей, роли матери и отца; воспитание детей в семье с учетом пола и возраста; сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руковод­стве процессом самовоспитания детей и подростков; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и пси­хическом развитии; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии; организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с роди­телями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи свое­временной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного ис­пользования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Социально-псих поддержка направлена на создание благопри­ятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наибо­лее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к на­рушению его нервно-психического и физического состояния. Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных празд­ников, летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Такими проблемами могут быть: переда­ча ребенка на воспитание в приемную семью; помещение детей в приюты, места временного пребывания детей; содействие возвращению ребенка в семью и др. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информа­цией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она прово­дится в форме консультирования.

Вопросы могут касаться различных ас­пектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико-физио­логического развития детей и пр. Таким образом, педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:

  • советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.; консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.; защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей и вытекающими из этого проблемам человеческого отношения родителей к детям.

Важный компонент пед культуры родителей — их пед подготовленность: определенная сумма психолого-пед, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую и коммуникационную. Конструктивная деятельность заключается прежде всего в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит состав­ление плана собственной деятельности по воспитанию.

Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей, с другой — органи­зацию своей собственной деятельности и отдыха. Коммуникативная деятельность включает в себя установление опти­мальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, чле­нами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значи­тельной степени обусловливает уровень педагогического мастерства роди­телей.

Важным компонентом пед мастерства является пед такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным.

Важнейшими направлениями работы школы по повышению пед культуры родителей можно выделить следующие: научно-пед просвещение (лектории для родителей, университеты  родительских знаний, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов средств массовой информации); пед деятельность, связанная с реализацией контролирующей, коммуникативной, организаторской, корректирующей и других функций по воспитанию детей; пед самообразование (чтение пед лите­ратуры, просмотр передач).

Практическое осуществление повышения пед культуры ро­дителей включает следующий основные звенья:

  • общее ознакомление всего взрослого населения с основами; подготовка юношей и девушек к семейной жизни в старших классах; подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного возраста ; подготовка учителей и воспитателей к работе с родителями. 

Семья- это обществ. единица, основ. на  браке и отношениях кровного родства.

Хорошее знание семейных условий учеников дает учителю: -умение детально разобраться в индивид. особ-ях и возможностях уч-ов. — возм-ть вовремя заметить отклонения в поведении, помочь ребенку в его работе, — легче найти инд. подход.

Существует 3 группы родителей:

I. родители-помошники  учителя в воспит. работе с детьми.

II. родители-потенциальные помошники.

III. пассивные родители.

Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся, но и родителей.

Формы работы учителя с родителями: -индивид. (беседа с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе) — колектив. (классные собрания. родительские конференции, пед. лектории…). Родительское собрание- высший орган обществ. самоуправления родителей в классе, явл. важным средством формирования колективного мнения родителей по обсуждаемому вопросу, проблеме.

Требования к родительскому собранию

— объявление о дате собрания не позднее, чем за неделю;

— регистрация присутствий родителей,

— избирается род. коммитет (3-4 чел., +кл. рук.+председатель род. комм.).

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Основные цели, задания, принципы и формы взаимодействия школы и семьи