Урок развития речи по русскому языку в 5 классе: художественное описание предмета

Полная разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе общеобразовательной школы

Цель урока:

• развивать речь учащихся;

• совершенствовать навыки художественного описания предмета;

• учить создавать на основе образца собственное художественное описание предмета, пользуясь оборотами и выражениями сказочной речи;

• развивать фантазию и воображение;

• помогать реализации творческих возможностей и способностей учащихся.

Оборудование:

• раздаточный материал;

• схема-таблица

«Функции сказочного яйца»;

• расписные яйца (в сундучках на каждой парте);

• фонограмма вариантов начала сочинения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко – не простое, а золотое…

Кому из нас не знакома эта сказка?

Ведь слышим мы её одной из первых и запоминаем навсегда, чтобы рассказать потом своим детям… Маленькими, мы, затаив дыхание, слушаем про золотое яичко, горюем вместе с дедом и бабой, утратившими его. Но, став чуть старше, мы смотрим на эту сказку свысока, считаем её сказкой для самых маленьких,

никогда не задумываемся о том, что в ней не только яичко не простое, а и она не просто сказка…

Ведь в ней слышны отголоски взглядов древнего человека на мир. Широко известны представления разных народов о том, что Вселенная появилась из яйца, снесённого божественной птицей. Поэтому к яйцу люди всегда относились по-особому, считая его символом мира, жизни, сосредоточием всех жизненных благ, богатства, красоты.

Особенные поверья были связаны с пасхальным яйцом.

Какие из них вы знаете? (Катание яиц по земле, зарывание в землю, катание яйца по холке животных, умывание водой с яйцом, и т. д.)

Всё это говорит о том, что яйцо было предметом ритуальным, магическим. Поэтому пасхальное яйцо старались сделать особенно красивым, нарядным. Широко известны, например, украинские писанки, пасхальные яйца Фаберже.

Со временем волшебные свойства яйца ушли в область преданий, а само оно из предмета магического превратилось в предмет сказочный, который, однако, сохраняет следы древних поверий.

Вот это-то сказочное яйцо и будет сегодня главным предметом нашего художественного описания.

2. Беседа с учащимися о функциях сказочного яйца с опорой на схему.

Вспомните народные сказки, где мы встречаемся с яйцом и его волшебными свойствами. Вспомнить их вам поможет схема, которая не только покажет вам кое-что, но и задаст вопросы.

Какие же особенности и свойства имело сказочное яйцо?

3. Работа над коллективным описанием яйца.

В сказках яйцо описывается редко и довольно скупо. Например: «У дедушки была едина курочка Татарушечка, снесла она яйцо чёрно, пёстро и багровисто» или «Курочка Ряба, снесла под полом яичко – пёстро, востро, — костяно, мудрёно». А чаще к яйцу присоединяется один постоянный эпитет.

Какой?

(Золотое)

Но так как мы будем творить сказку сами, то можем восполнить этот пробел и сделать описание более ярким и подробным (ведь это и есть наша задача).

Сначала мы попробуем описать яйцо.

• Как вы думаете, кому оно принадлежит?

• Как вы это определили?

• Какая тайна, на ваш взгляд, скрыта в этом яйце?

• Чем оно интересно?

• Как оно расписано?

• Разукрашено?

• В какой сказке оно могло бы фигурировать?

4. Подготовка к индивидуальной работе над описанием.

А теперь каждый из вас откроет свой расписной сундучок и вытащит оттуда сказочное яичко, которое будет участником вашей собственной сказки. Главная задача – сделать художественное описание яйца средствами сказочной речи, слова и выражения которой вам предлагаются в карточке. Учтите только, что не все они могут быть использованы в каждом описании, потому что яички у вас разные. К тому же выражения эти сами по себе не употребляются, они должны быть вставлены в предложения и при них чаше всего должны быть подлежащее и сказуемое.

Выберите какое-нибудь выражение или слово для описания вашего яйца и составьте с ним предложение.

5. Выбор начала сказки.

В карточке вам также предложены варианты начала и концовки сказки. Послушайте фонограмму с записью вариантов начала, и подумайте, какое из них больше подойдёт.

Прослушивание фонограммы

Придумайте название своей сказке.

6. Оформление работ.

Напишите на своём сказочном листочке фамилию и имя сверху. Затем поставьте номер выбранного вами начала, потом сделайте художественное описание яйца, и после этого укажите номер выбранной концовки.

7. Чтение и анализ описаний.

8. Подведение итогов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок развития речи по русскому языку в 5 классе: художественное описание предмета