Урок развития речи по русскому языку в 5 классе: художественное описание предмета
Полная разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе общеобразовательной школы
Цель урока:
• развивать речь учащихся;
• совершенствовать навыки художественного описания предмета;
• учить создавать на основе образца собственное художественное описание предмета, пользуясь оборотами и выражениями сказочной речи;
• развивать фантазию и воображение;
• помогать реализации творческих возможностей и способностей учащихся.
Оборудование:
• раздаточный материал;
• схема-таблица
• расписные яйца (в сундучках на каждой парте);
• фонограмма вариантов начала сочинения.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко – не простое, а золотое…
Кому из нас не знакома эта сказка?
Ведь слышим мы её одной из первых и запоминаем навсегда, чтобы рассказать потом своим детям… Маленькими, мы, затаив дыхание, слушаем про золотое яичко, горюем вместе с дедом и бабой, утратившими его. Но, став чуть старше, мы смотрим на эту сказку свысока, считаем её сказкой для самых маленьких,
Ведь в ней слышны отголоски взглядов древнего человека на мир. Широко известны представления разных народов о том, что Вселенная появилась из яйца, снесённого божественной птицей. Поэтому к яйцу люди всегда относились по-особому, считая его символом мира, жизни, сосредоточием всех жизненных благ, богатства, красоты.
Особенные поверья были связаны с пасхальным яйцом.
Какие из них вы знаете? (Катание яиц по земле, зарывание в землю, катание яйца по холке животных, умывание водой с яйцом, и т. д.)
Всё это говорит о том, что яйцо было предметом ритуальным, магическим. Поэтому пасхальное яйцо старались сделать особенно красивым, нарядным. Широко известны, например, украинские писанки, пасхальные яйца Фаберже.
Со временем волшебные свойства яйца ушли в область преданий, а само оно из предмета магического превратилось в предмет сказочный, который, однако, сохраняет следы древних поверий.
Вот это-то сказочное яйцо и будет сегодня главным предметом нашего художественного описания.
2. Беседа с учащимися о функциях сказочного яйца с опорой на схему.
Вспомните народные сказки, где мы встречаемся с яйцом и его волшебными свойствами. Вспомнить их вам поможет схема, которая не только покажет вам кое-что, но и задаст вопросы.
Какие же особенности и свойства имело сказочное яйцо?
3. Работа над коллективным описанием яйца.
В сказках яйцо описывается редко и довольно скупо. Например: «У дедушки была едина курочка Татарушечка, снесла она яйцо чёрно, пёстро и багровисто» или «Курочка Ряба, снесла под полом яичко – пёстро, востро, — костяно, мудрёно». А чаще к яйцу присоединяется один постоянный эпитет.
Какой?
(Золотое)
Но так как мы будем творить сказку сами, то можем восполнить этот пробел и сделать описание более ярким и подробным (ведь это и есть наша задача).
Сначала мы попробуем описать яйцо.
• Как вы думаете, кому оно принадлежит?
• Как вы это определили?
• Какая тайна, на ваш взгляд, скрыта в этом яйце?
• Чем оно интересно?
• Как оно расписано?
• Разукрашено?
• В какой сказке оно могло бы фигурировать?
4. Подготовка к индивидуальной работе над описанием.
А теперь каждый из вас откроет свой расписной сундучок и вытащит оттуда сказочное яичко, которое будет участником вашей собственной сказки. Главная задача – сделать художественное описание яйца средствами сказочной речи, слова и выражения которой вам предлагаются в карточке. Учтите только, что не все они могут быть использованы в каждом описании, потому что яички у вас разные. К тому же выражения эти сами по себе не употребляются, они должны быть вставлены в предложения и при них чаше всего должны быть подлежащее и сказуемое.
Выберите какое-нибудь выражение или слово для описания вашего яйца и составьте с ним предложение.
5. Выбор начала сказки.
В карточке вам также предложены варианты начала и концовки сказки. Послушайте фонограмму с записью вариантов начала, и подумайте, какое из них больше подойдёт.
Прослушивание фонограммы
Придумайте название своей сказке.
6. Оформление работ.
Напишите на своём сказочном листочке фамилию и имя сверху. Затем поставьте номер выбранного вами начала, потом сделайте художественное описание яйца, и после этого укажите номер выбранной концовки.
7. Чтение и анализ описаний.
8. Подведение итогов.