Педагогическое мастерство, его структура
Педагогическая деятельность — самостоятельный вид человеческой деятельности в которой реализуется из поколения в поколение передача социального, педагогического и культурного опыта, взаимодействие учителя и ученика.
Педагогическое мастерство — высший уровень пед. деятельности, проявляющийся в творчестве учителя в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека. Педагог-мастер — это тот учитель, который, осознавая свою ответственность перед обществом, добивается
Сослагаемые пед. мастерства учителя:
— гуманистическая направленность личности и самого учителя
— система профессиональных знаний учителя,
— пед. техника — совокупность умений и приемов, которые использует учитель для наиболее полного достижения своей цели (умение управлять собой, умение управлять другими, умение сотрудничать, педагогические способности).
Гуманистическая направленность личности учителя
Гуманистическая направленность — самый главный компонент — это направленность на личность другого человека, утверждение наивысших духовных ценностей, моральных форм поведения и отношений. Это проявление профессиональной идеологии учителя. Т.о. пед. направленность личности каждого учителя многоаспектная.
Ее представляют ценностные ориентации: на себя — самоутверждение (чтобы видели во мне квалифицированного, требовательного, настоящего учителя); на средства пед. влияния (когда важнейшее для учителя — программа, мероприятия, способы их предъявления); на школьника (детский коллектив в актуальных условиях — адаптация); на цель пед. деятельности (на помощь школьнику в развитии — гуманистическая стратегия).
Для педагога ведущей есть ориентация на главную цель при гармонической согласованности всех других: гуманизация деятельности, достойного самоуважения, целесообразности средств, учет потребностей воспитанников. Лишь при условии чувства ответственности перед будущим, осознание цели и большой любви к детям начинает формироваться профессиональное мастерство учителя.
Гуманистическая направленность является проявлением способности видеть большие задачи в малых делах. Она дает возможность оценивать свою деятельность по точке зрения не только непосредственных, а и опосредствованных результатов, т.е. тех положительных индивидуальных изменений в жизнедеятельности и структуре личности своих воспитанников, частичным организатором которых он есть сам как лицо, ответственное за качество организации воспитательного процесса.