Сказки народов мира. Развитие мышления на уроках литературы

Сказки — это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изобр действительности и в силу этого прибегает к вымыслу, традиц формы которого складывались на протяжении веков в тесной связи со всем укладом нар жизни, которые стали входить в оборот с XVIIв.

Сказки пришли к нам из гл древности. Слово сказка имеет такой же корень, как и слова сказать, сказывать, рассказывать.

это и есть занимат рассказ о каком — либо выдуманном событии, интересном, поучительном и для рассказчика, и для слушателя. сказка — вид устного или лит повествования о вымышленных необык событиях и приключениях. персонажи сказки — люди, животные, фантаст существа — делятся на добрых и злых. во всех сказках, как правило, счастливый конец — добро побеждает зло. в большинстве сказок встречаются традиционные зачины («Жили были», «В некотором царстве, в некотором государстве»), концовки («И я там был, мед — пиво пил, по усам текло, в рот не попало»; «Вам сказка, а мне бубликов связка»).

Сказки

с давних времен передавались из уст в уста, позже их начали записывать и издавать отдельными сборниками. Всему миру известны имена выдающихся ценителей и собирателей русских сказок — Александра Афанасьева, немецких — братьев Гримм, французских — Шарля Перро.

И хотя в каждой стране есть свои сказочные герои, многие сказки разных народов похожи одна на другую. Ведь сказка — большая путешественница. Издавна она путешествует по земле, обогащаясь в разных странах подробностями, характерными для местных обычаев традициями, но повествуя часто об одном и том же. Например, сказки о золотой рыбке или о раке и лисе знают почти все народы Европы — от Скандинавии до Турции. В сказках встречается много пословиц, поговорок, загадок, образных выражений: если молодец, то обязательно добрый, девица красная, лес дремучий, дорожка дальняя, рученька белая, яблочко наливное.

Классификация сказок: Все сказки можно разделить на волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки о животных — самый древний вид сказок. Они создавались еще в те времена, когда человек, живя в тесной связи с миром природы, приписывал животным качества и поступки человека. Чаще всего в сказках действует «Лисичка-сестричка», глупый «Волчик-братик», неповоротливый медведь, пугливый зайка и другие. Волшебные сказки создавались позже сказок о животных, но также пришли к нам из давних времен, когда люди верили в волшебство. В волшебных сказках обязательно действуют волшебные силы и фантастические существа (русалки, водяные, фей, гномы), помогают им птицы, и звери, и волшебные вещи (скатерти — самобранки, сапоги — скороходы).

С героями этих сказок, как правило, случаются всякие чудесные превращения, они всегда смелые, находчивые, наделены недюжинной силой, и это помогает им успешно преодолевать на пути к благородной цели все препятствия. Бытовые сказки. Герои бытовой сказки — обычно люди: крестьяне, солдаты. Им не приходится рассчитывать на помощь волшебных сил, они сами добиваются успеха благодаря своим лучшим качествам: уму, смелости, находчивости, выдержке, доброте, щедрости. Но иногда в этих сказках встречаются и такие «одушевленные» персонажи, как Счастье, Горе — злосчастье, Правда, Смерть и др. Все существующие сказки можно разделить также на народные (фольклорные), их создатель — народ и литературные (авторские) — каждая имеет своего автора.

Цель сказки — формировать идеалы красоты, учить сочувствовать, доброты, справедливости, верности и чуткости. Бытование сказок. Традиционные русские сказки создава­лись и бытовали главным образом в крестьянской среде. Их создателя­ми и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много ходившие по Руси, много видавшие: портные, сапожники, солда­ты. Были, конечно, и люди, притом талантливые рассказчики, никогда не уходившие из своей деревни, но знавшие жизнь. Собиратели сказок указывают, что сказки нередко рассказывались на «беседах», на свадьбах, во время праздников.

Собиратели русских сказок «открыли» немало талантливых сказочни­ков, записали их репертуар, охарактеризовали манеру рассказывания, по­казали широкую популярность среди местного населения. Отмечалось, что сказочники — большие любители рассказывать: они с удовольствием собирают слушателей и гордятся тем, что их сказки любят.

Сказки о животных — своеобразная разновид­ность сказочного жанра. Возникнув в глуб древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотни­ка и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире.

В начале складывались простые рассказы о жи­вотных, птицах и рыбах, об их отношениях между собой и с человеком. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения.

Сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определённых характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.

Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и сос­тоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного.

Развитие образного мышления школьников на уроках литературы

Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на класси­фикационные «полки». Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, на­уки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логичес­кого и образного восприятия, мышления и познания мира при помо­щи художественного текста. Развитие эмоционально-образной и интеллект, рассудочно-рациональ­ной сферы личности школьника возможно при условии интегративного подхода к анализу текста художественного произведения. Речь должна идти о «переживании» знаний о природе, обществе и чело­веке, осознании личностного смысла этих знаний и, наконец, об оп­ределенной энергетике этого знания, без чего не может быть дей­ственной нравственной позиции и поступка.

Современная методика препо­давания литературы стремится найти ту середину, тот подход, ко­торый позволяет не противопоставлять академическое и школьное литературоведение, а синтезировать задачи научного и школьного анализа. В связи с этим особого внимания заслуживает интегративный подход к обучению школьников анализу художественного тек­ста. В течение многих лет методические поиски решения этой за­дачи находились в области межпредметных связей, о которых писа­ли в свое время М.А. Рыбникова и Н.И.Голубков. Межпредметные связи — это пед категория для обозначения синтезиру­ющих, интегративных отношений между содержанием, формой и методам учебно-воспитательного процесса. В настоящее время уче­ные считают самым низким уровнем взаимосвязей межпредметные связи, а самым высоким — уровень интеграции. Реализация идей гуманизации и интеграции предполагает выход преподавателя за рамки собственного предмета, когда учитель способен осмысли­вать материал с философской, культурологической позиции, осозна­вая место своего предмета в системе культуры. Осуществление интегративного подхода в процессе анализа и интерпретации текста художественного произведения должно опираться на:

  • 1) интеллектуальную зрелость, высокий уровень развития пси­хических процессов мышления, восприятия, речи, памяти, фантазии и воображения учащихся;
    2) интегрирование в психологическом облике ученика черт «мыс­лительного» и «художественного» типов;
    3) развитие творческих способностей, предполагающих интег­рирование знаний, эмоциональных впечатлений и опыта художествен­но-творческой деятельности;
    4) формирование нового типа мышления (интегративного), по­зволяющего развивать у школьников личностное видение мира, лич­ностное осмысление и личностное отношение к ним.
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сказки народов мира. Развитие мышления на уроках литературы