Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения
Форма организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемая в определенном порядке и режиме.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др.
История развития школы знает различные системы обучения, которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного
Но наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке ,теоретические основы которой разработал и воплотил практическую систему Ян Коменский. Классно-урочная система отражала социально-экономические и культурные потребности общества, поскольку предполагала массовое обучение.
Суть Классно-урочной системы — учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводится
Требования к уроку. Методика его анализа.
Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса; от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются соц заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация на уроке в оптимальном соотношении дидактических принципов и правил; обеспечение надлежащих условий для продуктивной и познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов и потребностей; установление осознаваемых учащимися межпредметных связей; связь с заранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся; мотивация и активация развития всех сфер личности; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности; эффективное использование педагогических средств;
связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;тщательная диагностика, прогнозирование и проектирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока и другие.
Воспитательные требования к уроку включают: определения воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из цели и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств, усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности и так далее.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитее у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интереса, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических способностей учащихся; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне и так далее.
Кроме перечисленных требований к уроку, выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и так далее.