Народные песни, их жанровое своеобразие

Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными худ достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами.

Нар песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь  народа, его нац характер, мировоззрение.

Рус нар песни принято подразделять на обрядовые, исторические, балладные и лирические.

Среди обрядовых песен выделяют ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лир обрядовые песни.

Ритуальные песни способствовали формированию и реализации обряда. Они активно использовались в календарных и свадебных обрядах, в хороводах и т, д. Например, в свадьбе донских казаков существовал обряд перевоза приданого невесты в дом жениха. Когда наступало время совершения этого обряда — пел хор. Ритуальные песни не только формировали обряд, но и давали ему объяснение. Существуют также ритуальные песни, главная задача которых в том, чтобы оповестить общество о свершении обрядов. Много таких песен исполнялось на свадьбе. Предметом изображения ритуальных песен стал не человек, а сам обряд. Все ритуальные песни исполнялись хором.

С  помощью заклинательных песен заклинались магические силы природы с целью выпросить у них богатство, здоровье и счастье. Исполнялись песни-заклинания в календарных и свадебных обрядах. В хороводах они почти не пелись. Обрядовое назначение величальных песен— в прославлении участников ритуала. Появление величальных песен было связано с верой человека в то, что эти песни могли сделать его жизнь богатой и счастливой. Объектом   изображения   величальных   песен стал   человек. В этом их принципиальное отличие от ритуальных и заклинательных песен.  Существуют песни, в которых величался один человек, есть песни, в которых величались два лица (муж и жена, например), есть величальные песни, посвященные определенному коллективу (семье, группе девушек и парней).

Вера в то, что корильная песня в отличие от величальной могла принести несчастье человеку, не способствовала активному  развитию  жанра:   корильные  песни  в  основном   свадебные. Цель   исполнения   корильных   песен   в   обряде   заключалась в том, чтобы высмеять его участников, отругать их за скупость, нежелание   наградить исполнителей. В   корильных  песнях  осмеянию   подверглись жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы.

Игровые песни — это песни-действия. Без действия словесный текст песни непонятен

Жанровая специфика игровых песен, обусловленная их игровым характером, должна быть, однако, уточнена в зависимости от сущности самой игры. При помощи слова и действия люди стремились заклясть богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь. объектом изображения в игровых песнях стали растения и животные.

В    центре    внимания    лир    обрядовых    песен — мир человеческих    взаимоотношений.   Обряд   требовал    выражения эмоциональной   оценки   изображаемых   явлений.

Тематика лир обрядовых песен в основном семейно-бытовая.  Значит  часть    песен    посвящена    изображению    любви. Любовь рисуется как светлое чувство, несущее «красным девицам»   и   «добрым   молодцам»   радость.   В   песнях  повествуется о зарождающейся   любви,   о   любви,   которая   уже   захватила влюбленных,   о   любви,   которая   порождает   семью.

В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, народных восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах (защитниках родины, царях, предводителях нар восстаний). Действительность в истор песнях изображалась такой, какой ее осознавал народ. В них запечатлелись времена монголо-татарского ига, правления Ивана Грозного, крестьянских восстаний ХУП-ХУШ веков, события XIX века. Они донесли до нашего времени народнее понимание происходящих событий, его оценку таких людей, как Иван Грозный, Петр I, Ермак, Разин, Пугачев, Суворов и др. В песнях отношение народа к ним обычно расходится с официальным, правительственным. Так, большим сочувствием проникнуты песни о Степане Разине, в которых народ называет его «родимым батюшкой», «добрым молодцем». Не злодеем и самозванцем, а защитником обездоленных изображается в нар песнях Ёмельян Пугачев. Как никакой другой жанр нар поэзии, истор песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям рус истории; из нее порой можно получить такие сведения, каких нет в истор документах.

Балладные песни — стихотворно-музыкальный жанр фольклора. Это эпические сюжетные песни о драматических событиях социально-бытовой жизни народа. В основе терминов «баллада» — романское слово ballar («плясать»). Балладными в ср века назывались плясовые песни любовного содержания у народов Франции, Прованса, Италии. Однако на лит традицию в XVIII в. оказали сильное влияние англо-шотландские нар баллады — песни на темы средневековой истории, часто с трагическим разрешением любовного конфликта.

Баллады — произведения средней формы: они короче былин и длиннее лир песен. Это стихотворный жанр. В балладах повествуется о событиях и отношениях людей. Сюжеты их остроконфликтны. Конфликты носят, как правило, семейный и  трагический характер. Герой баллады — представитель средневекового города или деревни, страдающий от социальных и семейно-бытовых устоев феодального общества. Это — «маленький», часто безымянный человек, попавший в драматическую, как правило, заканчивающуюся трагически жизненную ситуацию. Нередко герой, пройдя сквозь невероятно тяжелые испытания, погибает.

«Баллада ставит в центр внимания индивидуальную человеческую судьбу. События общенародного значения, этические, социальные, философские проблемы получают отражение в балладах в виде конкретных судеб отдельных лиц.

В лирических песнях передаются богатство и разнообразие человеческих чувств и переживаний: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения.

В народной песенной лирике правдиво отразилась вся жизнь народа, его семейные и общественные отношения, его труд и быт. В них раскрывается прошлое народа, его чаяния и ожидания. Крепостная неволя, царская солдатчина, бедность, бесправие, тяжкий труд породили щемящую грусть и сердечную тоску, звучащие в поэтическом тексте и напевах русских народных песен. При этом веселая удаль и здоровый юмор не менее характерны для них.

К песням о семье относятся  ни с чем не сравнимые по своей задушевности и музыкальности колыбельные песни. К лир песням принадлежат не только «любовные» и «семейные», но и песни иного характера, например полные драматизма удалые песни, выражавшие вековую мечту народа о «вольной волюшке».

В нар лирике значительное место занимают грустные рекрутские и солдатские песни. Среди народных песен есть много и веселых, шуточных, сатирических. Лень, неуменье работать, неряшливость, чрезмерное щегольство и другие недостатки высмеиваются в песнях. Бодрые, веселые песни — свидетельство душевного здоровья народа, который создавал и пел их даже в самые мрачные периоды своей истории, на время забывая тяготы своей жизни. Нар песня дает возможность познать народный быт и национальный характер, знакомит с неисчерпаемым богатством языка.

Литературное краеведение на уроках литературы

Учителя используют литер краеведение как на уроках, так и во внекл работе (литер-краеведческие клубы, экскурсии по лит местам края, выставки, читат конференции, лит вечера, посвященные писателям-землякам). Лит краеведение занимает особое место в системе внеклассной работы как форма активного, действенного познания Родины, ее истории, ее культуры. Учить понимать и любить прекрасное — это значит учить понимать и любить жизнь, людей, землю, на которой родился.

Краеведение, ведется в двух направлениях: открытие того, богат, чем знаменит родной город, село, край, и выход за пределы области для знакомства с культурными центрами или памятными в жизни и творчестве писателя местами. В идеале краеведение не только экскурсионная, но поисковая, исследовательская работа.

Лит экскурсии («Тургеневские места в Орле», «Петербург Достоевского» и др.) хорошо сопровождать выразительным чтением. Тогда у каждого юного экскурсовода будут помощники — чтецы, иллюстраторы. Пусть группа за один раз пройдет не весь маршрут, но зато каждый дом, изгиб реки, переулок оживут, запомнятся навсегда. Очень популярны экскурсии в памятные литер места: в Пушкинский заповедник, в Ясную Поляну, в Мелихово.

Нужно дать ребятам возможность походить по этим святым местам не только с экскурсией. Постоять в вечерней тишине у могилы поэта. Походить по тем дорогам, по которым ходил писатель. Экскурсия может смыкаться с более сложной формой — походом.

Поход — одно из самых ярких событий в жизни школьников. Подготовка к нему может начинаться не менее чем за два-три месяца. Она включает, в себя чтение, изучение жизни и творчества  писателей,   связанных  с  маршрутом   похода,   создание, сценариев будущих вечеров. Такого рода предварительная работа подготавливает ребят к активной встрече с прекрасным, иначе романтика походного быта, приключения заслонят то, ради чего приехали школьники.

Острота впечатлений усиливается цельностью задач похода. Многотемность, обилие увиденного рассеивает внимание. Значительно полнее эмоциональный багаж от походов коротких или очень четко выраженной единой темой, особенно если перед участниками ставятся посильные задачи: отправиться в экспедицию за произведениями устного народного творчества; воссоздать топографию произведения и пройти по пути его героев и пройти маршрутами странствий писателей, сравнив их описания с увиденным.

Выполнение в походе исследовательской или иной задачи придает ему характер общественно значимого дела, имеющего благородный смысл. Более зрелым у школьников становится чувство родины, причастности к ее истории и современности.

Большое значение имеет внеклассная работа и для учителя; она заставляет его постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе. Внекл работа создает широкие возможности для проявления и развития литературно-художественных склонностей и способностей ученика. Это, в свою очередь, обеспечивает большой интерес учащихся к классным занятиям, в процессе которых могут реализоваться приобретенные во внеклассной работе умения, знания и навыки. Учителя-словесники области используют любую возможность, чтобы проследить то, как тот или иной писатель касается жизни нашего края. В сборниках «Донбасс» и «Слобожанщина» можно найти много примеров литературного краеведения

  • Изучение фольклора Луганщины
  • Творчество знаменитых писателей, имена, которых связаны с Луганщиной
  • Творчество Казака Луганского Вл. Ив. Даля(далевские чтения), В.М. Гаршина
  • Инсценирование
  • Драматизация (напр., тема любви в драме — взять из разных драм кусочки и инсценировать; весна в поэзии, живописи, музыке, русский романс)
  • Искать литературно одаренных детей
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...