Основные формы организации обучения в школе и вузе

Формы организации обучения – внешнее выражение совместной деятельности учителя и учеников, происходящей в определённом порядке и режиме.

Классифицируют их по разным критериям: По количеству – массовые, групповые, коллективные, индивидуальные формы обучения. По месту – школьные и внешкольные. По времени – классический урок – 45 мин., спаренное занятие – 90 мин., укороченное – 70 мин.+ произвольные по длительности. Наибольшее распространение получила классно-урочная система

(И. Штурм и Я.А. Коменский). У неё следующие особенности: Постоянный контингент одного возраста и уровня подготовки.

Планирование обучения. Последовательность взаимосвязанных уроков.Каждый урок – один предмет (монизм).Расписание – постоянное чередование уроков. Педагогическое управление. Вариативность деятельности – разные виды и формы учёбы. Классно-урочная форма экономна, так как один У работает с большой группой, у неё более строгая структура, чем у индивидуальной, взаимообучение, соревновательность.

Кроме этой основной формы используются и другие: консультации, инструктажи,

кружки и факультативы, домашняя работа, экскурсии и т.д. Ключевой компонент – урок. Это законченный отрезок учебного процесса – в смысловом, временном и организационном отношении. .Общие требования к (хорошему) уроку: (Каптерев, Дидактич. очерки, гл. 25)должен быть интересен. основательно проработан являться упражнением и для воли.

Мотивация – познавательный интерес (Щукина)Поз. интерес отличается от неясных влечений и желаний, т.к. всегда имеет свой предмет. Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они должны опираться на потребности самой личности. Как мотив учения поз. интерес имеет ряд преимуществ перед другими, кот. могут существовать наряду с ним.

Познавательный интерес – мотив, которому отдаётся предпочтение (46%), (кроме того, общение с ровесниками и учителями)

Особенностью позн. интереса как мотива учения школьника явл. и то, что в нём совмещается план «знаемых» и «реальных» мотивов. Он выступает и как цель и как средство.
Осознаётся школьником раньше и более ясно, чем другие.

Позн. интерес «бескорыстен» (может быть приравнен стремлением человека к искусству)
Создаёт «внутр. среду» развития, влияет на саму деятельность, её характер, протекание и результат.




Воспитательный процесс сущность цели закономерность факторы.
Сейчас вы читаете: Основные формы организации обучения в школе и вузе