Дидактика как наука, предмет и задачи дидактики
Образование — результат обучения. Обучение основной путь образования. Отрасль научного знания, которая исследует и изучает проблемы образования и обучения — дидактика.
Дидактика — теория обучения и теория образования. Ратке: «Краткий отчёт из дидактики». В 1657 Каменский «Великая дидактика». Дидактика — всеобщее искусство всех учить всему.
Предмет — обучение как средство образования; закономерности и принипы обучения, его цели, методы; деятельность преподавания и обучения.
Бывает общая и частная дидактика.
1. Общая — с какими целями, чему и как обучать учащихся на всех уроках.
2. Частная — изучает как организовано обучение по отдельным предметам.
Задачи:
- Описание и объяснение процесса обучения и условная реализация его.
- Конструирование процесса обучения.
- Нормативная функция.
Главная функция
Дидактика использует знания многих наук: физиологии, кибернетики, психологии.
Надо различать психологию как науку и психологизм. Психология относится к педагогике как теория к практике. Дьюи: психологическая теория. Давыдов: психологию надо учитывать, но она не диктатор.
Дидактика использует знания других наук с целью научного обоснования практики обучения.
Понятийные системы дидактики:
I. Философская.II. Частнонаучная.III. Общенаучная.
Философская система — связь, общее, единичное, сущность, явления, причины и следствия. Выполняет универсальную мировоззренческую функцию.
A. Общие понятия педагогики: педагогика, воспитание, образование, педагогическая деятельность и действительность используется при фундаментальных исследованиях.
B. Специфические понятия дидактики: преподавание, учение, учебный предмет, материал, ситуация, учитель, принципы обучения, урок. Все они находятся в тесной взаимосвязи.
C. Взаимствованые из психологии: восприятие, усвоение, понимание, умения, навыки, обратная связь, динамическая система.
Процесс обучения основывается на определённой модели. Дидактическая система — это выделенная по определенным критериям целостность образов. Характеризуется единством целей, организационных принципов, содержания, формы и методов обучения.
Существует 3 дидактические системы:
1. Традиционная — Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Основное внимание обращается на формирование вышеперечисленного. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась.
2. Педацентрическая — обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель — развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия. Такое обучение напоминает научный поиск истины, не даёт четких знаний.
3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.
Процесс обучения. Сущность. Характеристика элементов. Цикличность. Виды обучения. Процесс обучения — смена состояния системы деятельности. Совместное движение. Целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и ученика в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания.
Элементы процесса обучения:
1. Деятельность преподавания.
2. Деятельность учения.