Коллектив как фактор развития личности
Ученический коллектив — это группа учеников, объединенных общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющей общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью.
Особенности коллектива: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность, взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие. К. имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются чувства
Структура и динамика развития ученического коллектива
Этапы создания коллектива: 1) становление К. (стадия первоначального сплочения), от педагогага исходят все требования (ставится цель); 2) создание актива (организация, инициатива от детей); 3) создание самого К. Пути созд.: 1) традиция (их необх. созд-ть в группе), 2) перспективные
Признаки сформированности коллектива: 1) ощущение собственного достоинства, вытекающего из представления о ценности св. коллектива, гордости за него; 2) ощущение защищенности каждого члена; 3) активность; 4) привычка к сдержанности в эмоциях и словах. Три модели отн-й м/ду Л. и К.: 1) личность подчиняется К. 2) гармонизация отн-й 3) личность подчиняет К. (лидерство)
Макаренко о детском коллективе: Прежде всего К. д/б объектом воспитательной работы пед-га. Т. е., лишь воспитывая коллектив в целом, можно воспитать отдельного индивида. К. не должен подавлять личность, не д/б насилия группы над индивидом. Коллективное выше, чем личное.
Инструментом прикосновения личности явл. первичный К. (класс, семья и т.д.)
Признаки Коллектива: -наличие общ., единой для всей группы соц-о полезной цели.; -наличие общ. Сферы соц-полезной деятельности; -наличие выбран-х органов самоуправления; -нал. в группе отн-й дружбы и товарищ-ва, взаимной помощи ответственности.Чем больше вы уважаете чел-ка, тем больше от него требуете, т. к. требовательность есть стимул самосовершенствования. -нал в К. здорового, инициативного «ядра» (актива); -нал. в группе общ. мнения, общ. традиций, устойчивых взглядов и оценок на содержание коллективной жизни.
Законы развития коллектива: з-н перспективных линий з-н параллельных действий (пед-г и К. должны в паре воздействовать на каждого члена К.) IV стадии развития К.: — требования к индивиду предъявляет пед-г (по Макаренко «0» стадия); — тр-я выдвигаются активом; -тр-я к личности предъявляются всей группой; — тр-я к себе предъявляются каждым отдельным членом группы (повышает критерий воспитанности коллективизма у человека; влечет способность поступка «по секрету»)
з-н мажорного тона и стиля жизни коллектива («ощущение накануне победы»)
з-н опоры на «+» в чел-ке (Макаренко никогда не делал ставку на наказание, видел в чел-ке только «+», напр., Аркадий Ужиков), з-н повышенной требовательности к лучшим
з-н единства и сотрудничества м/ду ученическим и пед-м К.
з-н уважения к традициям и ритуалам К-й жизни
з-н точности (исполнительность, аккуратность, дисциплинированность)
У Макаренко есть свои недостатки этой теории: не всегда чел-к должен подчиняться К.