Коллектив как фактор развития личности

Ученический коллектив – это группа учеников, объединенных общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющей общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью.

Особенности коллектива: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность, взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие. К. имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются чувства

товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. Коллектив в педагогике – объединение учеников, отличающихся признаками: – общая цель; – общая совместная деятельность; – соотношение частей; -общий выборный руководящий орган.

Структура и динамика развития ученического коллектива

Этапы создания коллектива: 1) становление К. (стадия первоначального сплочения), от педагогага исходят все требования (ставится цель); 2) создание актива (организация, инициатива от детей); 3) создание самого К. Пути созд.: 1) традиция (их необх. созд-ть в группе), 2) перспективные

линии (близкая: напр., воскресн. совместная прогулка); средняя (при наличии актива): подготовка шк-го праздника; далекая: цель- успешное окончание школы), 3) параллельное влияние (учитель влияет на учеников пе прямо, а ч/з К., ч/з мнение друзей).

Признаки сформированности коллектива: 1) ощущение собственного достоинства, вытекающего из представления о ценности св. коллектива, гордости за него; 2) ощущение защищенности каждого члена; 3) активность; 4) привычка к сдержанности в эмоциях и словах. Три модели отн-й м/ду Л. и К.: 1) личность подчиняется К. 2) гармонизация отн-й 3) личность подчиняет К. (лидерство)

Макаренко о детском коллективе: Прежде всего К. д/б объектом воспитательной работы пед-га. Т. е., лишь воспитывая коллектив в целом, можно воспитать отдельного индивида. К. не должен подавлять личность, не д/б насилия группы над индивидом. Коллективное выше, чем личное.

Инструментом прикосновения личности явл. первичный К. (класс, семья и т.д.)

Признаки Коллектива: -наличие общ., единой для всей группы соц-о полезной цели.; -наличие общ. Сферы соц-полезной деятельности; -наличие выбран-х органов самоуправления; -нал. в группе отн-й  дружбы и товарищ-ва, взаимной помощи ответственности.Чем больше вы уважаете чел-ка, тем больше от него требуете, т. к. требовательность есть стимул самосовершенствования. -нал в К. здорового, инициативного «ядра» (актива); -нал. в группе общ. мнения, общ. традиций, устойчивых взглядов и оценок на содержание коллективной жизни.

Законы развития коллектива: з-н перспективных линий з-н параллельных действий (пед-г и К. должны в паре воздействовать на каждого члена К.) IV  стадии развития К.: – требования к индивиду предъявляет пед-г (по Макаренко «0» стадия); – тр-я выдвигаются активом; -тр-я к личности предъявляются всей группой; – тр-я к себе предъявляются каждым отдельным членом группы (повышает критерий воспитанности коллективизма у человека; влечет способность поступка «по секрету»)

з-н мажорного тона и стиля жизни коллектива («ощущение накануне победы»)

з-н опоры на «+» в чел-ке (Макаренко никогда не делал ставку на наказание, видел в чел-ке только «+», напр., Аркадий Ужиков), з-н повышенной требовательности к лучшим

з-н единства и сотрудничества м/ду ученическим и пед-м К.

з-н уважения к традициям и ритуалам К-й жизни

з-н точности (исполнительность, аккуратность, дисциплинированность)

У Макаренко есть свои недостатки этой теории: не всегда чел-к должен подчиняться  К.




Почему печорин одинок и несчастлив.
Сейчас вы читаете: Коллектив как фактор развития личности