Эволюция системы образования в истории педагогики

Динамизм, присущий современной цивилизации, увеличение соц роли личности, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологий во всем мире — все это требует создания таких условий, при которых украинский народ стал бы нацией, которая постоянно обучается.

Системой образования считают совокупность образовательно-воспитательных учреждений, которые функционируют в государстве и обществе, связи и взаимосвязи между ними в процессе достижения

целей воспитания и образования. Образовательно-воспитательное учреждение в этой системе включает учебную и производственную материальные базы, кадры учителей и преподавателей, управленческий аппарат, контингент учеников или студентов, разработанную систему учебно-воспитательной работы, связи с семьей, общественностью, производственными коллективами.

Основными способами реализации стратегических заданий, которые предстали перед национальной системой общего среднего образования, являются:

1) достижение социально-необходимого уровня общеобразовательной подготовки

детей в объеме государственного компонента образования с учетом национальных и региональных особенностей и передового мирового опыта;

2) органическое объединение обучения и воспитания с целью обеспечения умственного, морального, художественно-эстетического, правового, патриотического, экологического, трудового и физического развития ребенка, формирование здорового образа жизни;

3) усовершенствование и развитие системы общеобразовательных учреждений различных направлений, форм собственности, обеспечение их законодательно-правовой защиты;

4) создание оптимальных организационно-педагогических, научно-методических, материально-технических, санитарно-гигиенических условий функционирования учебно-воспитательных учреждений.

Современная система образования Украины

Приоритетными направлениями развития национальной системы образование на сегодняшний день являются такие:

1) обновление содержания среднего образования, установление рационального соотношения между ее гуманитарными и естественно-математическими составляющими, соответственное научно-педагогическое, методическое и информационное обеспечение; широкое внедрение достижений науки и культуры, новых технологий обучения и воспитания;

2) внедрение системы вариантного обучения и воспитания, учитывая личные потребности и способности учащихся;

3) изготовление и внедрение новых организационно-педагогических принципов деятельности учебно-воспитательных учреждений, в которых обучаются дети национальных меньшинств;

4) развитие системы общеобразовательных учебных заведений нового поколения;

5) усовершенствование образования детей с недостатками психофизического развития в системе учреждений общественного воспитания, обеспечения их полноценной жизнедеятельности, социальной защиты, условий для максимальной психологической и социально-трудовой реабилитации.

Программа обозначает стратегию Украины в области образования, направленную на развитие национальной системы образования, формирования творческой личности. Цель программы — выведение образования Украины на уровень развитых стран мира путем коренного реформирования ее концептуальных, структурных и организационных элементов.

Программа «Оcвіта» обозначила основные структурные элементы образования: раннее семейное воспитание и образование, дошкольное О., начальное О., базовое среднее О., полное среднее О., профессиональное О., высшее О. и последипломное О. Коме того, программа выдвинула главные цели каждого из этих образований.

Закон Украины «Про освіту» (23.03.1996г.) — В законе утверждается, что целью образования является всестороннее развитие человека, как личности и наивысшей ценности общества. Образование в Украине основывается на основах гуманизма, демократии, национального самосознания, взаимоуважения между нациями и народами.

В разделе II закона обозначено, что система образования состоит из законов образования, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправление в области образования. Структура системы образования включает: дошкольное О., начальное О., базовое среднее О., полное среднее О., профессиональное О., высшее О. и последипломное О., аспирантуру, докторантуру, самообразование. В разделе III обозначены участники учебно-воспитательного процесса, их права и обязанности, развивается кадровое обеспечение сферы образования.

Концепция воспитания детей и молодежи в национальной системе образования (18.06.1996г.) — состоит из 5 разделов. В I — «Сущность национального воспитания» — подчеркивается, что эта концепция является элементом новой идеологии образования. II раздел обозначает принципы национального воспитания. III — основные направления воспитания. IV — особенности воспитания на разных уровнях образования. V — основные пути реализации концепции.

Закон Украины «Про загальну середню освіту» (13.05.1999г.) — В I разделе «Загальні положення» обозначается, что «загальна середня освіта — цілеспрямований процес оволодіння систематизованими знаннями про природу, людину, суспільство, культуру та виробництво засобами пізнавальної і практичної діяльності, результатом якого є інтелектуальний, соціальний і фізичний розвиток особистості, що є основою для подальшої освіти і трудової діяльності.» II раздел «Загальноосвітні та інші навчальні заклади системи загальної середньої освіти».  III — «Організація навчально-виховного процесу у загальноосвітніх навчальних закладах» — устанавливается новый термин обучения для получения полного общего среднего образования — 12 лет, подчеркивается возможность ускоренного окончания школы и сдачу экзаменов экстерном, наполняемость классов не должна превышать 30 учеников. V — рассматриваются положения Государственного стандарта общего среднего образования.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Эволюция системы образования в истории педагогики