Основные методы педагогического взаимодействия

Педагогическое взаимодействие — это основа педагогического общения, которое в совр. школе реализуется в виде пед. диалога.

Для педагогического диалога важно контактное взаимодействие. Относительно педагогического диалога мы называем контактом особенное положение объединения педагога и учеников, которое хар-ся взаимопониманием, сопереживанием и готовностью к взаимодействию.

Признаками того, что у учителя есть контакт с уч-ком:1) взаимное индивидуальное

восприятие уч-ля и уч-ков, открытость в отношениях и откровенность в высказываниях; 2) соглашение с основными содержательными положениями взаимодействия. Восприятие мыслей педагога и уч-ков как значительных, развитие их в дальнейшем общении; 3) общность важных суждений; 4) показательность эмоционального резонанс; 5) сохранение интереса к дальнейшему взаимодействию;6) высокий ур-нь контакта глаз в беседе; 7) согласованность поз, мимики и интонации в диалоге.

Системы педагогического взаимодействия

1) ученик-учитель (индивидуальное),

style="text-align: justify;">2) учитель-ученики (коллективное),

3) учитель-коллеги (групповое).

Правила, которые оптимизируют взаимодействие: aформирование чувства «мы», демонстрация общности взглядов, что убирает соц-е барьеры, противопоставления и объединяет для достижения общей цели;aустановление личностного контакта, чтобы каждый ученик ощущал обращенность именно на него.

Это реализуют и языковыми способами (чаще называем по имени), и невербально (визуальный контакт);aдемонстрация собственного отношения, что выражается в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или скептически), с какой интонацией говорим (дружественно, сухо, с давлением на уч-ка), как экспрессивно жестикулируют наши руки (спокойно, сдержанно или неуважительно, нервно); aдемонстрация ярких целей общей деятельности — установление общего «мы» в будущем, что демонстрирует заинтересованность в собеседнике, крепость единства;aпередача педагогом понимания внутреннего состояния уч-в -считывание настроения собеседника, что указывает на заинтересованность в взаимодействии, взаимопонимании; aпостоянное проявление интереса к ученикам — слушать уч-в, задавать вопросы и дорожить их мнением, сопереживать, подчеркивать положительное, говорить комплименты; aмоделировать ситуации успеха, осуществляется постоянными похвалами потенциальных возможностей.

Реализовать эти правила можно, если уч-ль правильно выбирает стиль общения с детьми и взрослыми (авторитарный, демокр-й, либеральный). Подлинное назначение методов пед. воздействия сост. в том, чтобы оказать влияние на всю сферу психики и поведения ребенка, стимулируя для реш-я воспит-й задачи его собственную активность.

Психологическая основа для использования методов воздейстия

Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофиз-ом уровне контактм помимо собственного смыслового воздействия или доп-но к нему. Подражание — следование к-либо примеру, эталону, явление групповой интеграции, один из способов понимания окр. мира ребенком.

Б.Т. Лихачев выделил 2 гр. методов: 1) методы непосред-го идеологич-го воздействия на сознание и поведение реб. — разъяснение (убеждение);  2) методы опосредственного воздействия на сознание школьника путем организации его жизни и поведения (требование, система перспективных линий; соревнование, одобрение и наказание).

Основные методы пед. воздействия: требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение. Требование. Наиб. распростр-й в практике метод -обеспечивает стимулир-е или тормож-е тех или иных поступков воспитанников путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику в проц-е обуч-я и воспит-я. Внушение. Ч-ек получает инф-ию на веру, не осознавая ее. Перспектива. Обеспечивает стимулирование поведения детей путем выдвижения перед ними увлекательных целей. Этот метод способствует развитию у детей целеустремленности -одного из важных начал личности.

Поощрение и наказание. Обеспечивает коррекцию поведения детей, т.е. дополнит-е стимулир-е полезных поступков и торможение нежелательных проявлений воспитанников путем расширения или ограничения их прав и обязанностей, морального влияния на них. Общественное мнение. Обеспечивает наиболее разностороннее и систематическое стимул-е общественно полезной деятельности детей, наиб. полно реагирует  воспит-е ф-и кол-ва. Этот метод способствует развитию общей активности и товарищеской солидар-ти членов кол-ва.

А С. Макаренко (1888-1939) вырос в семье мастерового- маляра. В 1905 г окончил городское училище и мед. курсы и был назначен уч-лем   двухклассного  ж/д  училища. В   1914-1927   гг.   обучался   в   Полтавском учительском  институте.  По окончании стал заведующим  высшего начальн училища в Крюково. Уже здесь Макаренко основательно увлекался пед-кой, искал новое в восп работе как с отдельными уч-ками, так и с коллективом.

В 1920 Макаренко   принял   предложение   возглавить   колонию   для   беспризорных  и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. Здесь Макаренко нашел сильное ср-во восп-ния — коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Макаренко, его терпение, твердосгь, забота о подростках, справедливость. В  колонии  им. Горького  определилась система структурн взаимодействий в  коллективе: актив. деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, формен. одежда) поощрения и наказания, традиции.

Воспитание в коллективе Макаренко соединял с правильно постав. трудовым восп-нием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. Оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. Макаренко считал, что именно поэтому приостановилось внутр. развитие колонии им. Горького.

Выход он нашел в постановке нов. задачи «завоевание Куряжа». Около 130 колонистов оставили свое старое обустрое хоз-во и переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 беспризорникам. Риск оправдался, дружный коллектив сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами . С   1929   г.   Макаренко  оставляет  за  собой   посл. колонию, которая   вскоре переходит на полную самоокупаемость-налажены сложн. производства злектросверл и фотоаппаратов «ФЭД».

Коммунары работали ежедневно по 4 часа, а в свободное время отдавались хорошо организованному досугу. При коммуне были клуб, библиотека, кружки, активные секции, кино, театр. Летом совершались туристические  походы на Кавказ, в Крым. Желающие продолжить образование поступали в вузы. За 15 лнт работы (1920-1935 гг.) через коллективы, созданные Макаренко, прошло 3000 беспризорных и правонарушителей. В 1936 г. Макаренко оставляет свою пед. деятельность, переезжает и занимается лит. работой.

В 1933-1936 г г была издана «Пед  поэма», затем «Книга для родителей»,«Флаги   на   башнях»,   «Марш   1930   года»,   литературоведческие,пед. статьи.Произведения были переведены на многие языки мира.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)