Понятие «Содержание образования»
Содержание образования (С/О) — специально отобранная и признанная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
С/о — тот конечный результат, к кот. стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, кот. выражаются в категориях ЗУН личностных качеств.
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта
В отечественной дидактике наиболее признана концепция И. Я. Лернера, который выделил такие элементы как: 1) знания; 2) установленные и выведенные в опыте способы деятельности; 3) опыт творчества; 4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.
Процесс обучения
Под С/О следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, кот. необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, кот. отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Составные части содержания каждого направления воспитания и образования таковы: ЗУН, творческая деятельность. Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.
Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умения — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Формирование ЗУН зависит от способностей человека.
Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую, трудовую подготовку. *С/О должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения; учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции. *С/О по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. *В с/о теория должна соединяться с практикой, обучение — с производ.-м трудом.
Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.