Понятие “Содержание образования”

Содержание образования (С/О) – специально отобранная и признанная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

С/о – тот конечный результат, к кот. стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, кот. выражаются в категориях ЗУН личностных качеств.

Обучение – процесс социально обусловленный, вы­званный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Значит, важнейшая со­циальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям.

В отечественной дидактике наиболее признана концепция И. Я. Лернера, который вы­делил такие элементы как: 1) знания; 2) установленные и выведенные в опыте способы дея­тельности; 3) опыт творчества; 4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям и к самому себе, потребно­сти и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Процесс обу­чения в своей сущности есть целенаправленный, соци­ально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизирован­ными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культу­ры человечества. Потребности общества выступают в качестве объектив­ного фактора, влияющего на определение содержания об­разования. Изменения в развитии науки и техники также влияют на содержание обучения.

Под С/О следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навы­ков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетичес­ких идей, кот. необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта по­колений, кот. отбирается в соответствии с поставлен­ными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Составные части содержания каждого направления воспитания и образования таковы: ЗУН, творческая деятельность. Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и приме­нять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принци­пах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов ре­гулирования. Навык рассматривается как составной эле­мент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умения – это владение способами (приемами, действи­ями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Формирование ЗУН зависит от способностей человека.

Творческая деятельность обеспечивает рождение но­вых знаний, навыков, умений и отношений.

Содержание образования на всех его ступенях дол­жно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую, трудовую подготовку. *С/О должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявши­еся в науке факты и теоретические положения; учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции. *С/О по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвя­зи между отдельными учебными предметами. *В с/о теория должна соединять­ся с практикой, обучение – с производ.-м трудом.

Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать про­фессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нрав­ственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее рас­пространенными средствами труда.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...


На что делится внешняя память.
Сейчас вы читаете: Понятие “Содержание образования”