Классификация методов воспитания и обучения
Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Если прием достаточно эффективен и входит в систему приемов, которые широко используются в массовом педагогическом опыте, то он может приобрести статус метода.
Выделяется понятие Средства воспитания. Под средством понимается совокупность приемов. Средство — это уже не прием, но еще и не! метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание ошибку — это приемы.
Любой метод характеризуется тремя признаками: отражает цель педагогического процесса; его основные функции и характеристики; характер взаимодействие учителя и ученика (воспитателя и воспитанника). выделяется три группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания (познания) личности, или методы убеждения:рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение,инструктаж, диспут.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности, или методы мотивации: соревнование, поощрение, наказание.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на сост части — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции.
Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем — управлению деятельностью воспитанников. Складывающиеся в процессе коллективных отношений различные ситуации приводят к определенным поступкам, решениям, выбору той или иной линии поведения: более сложные акты поведения и черты личности человека успешно формируются на основе более простых.
Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности — УПРАЖНЕНИЕ. Он известен обладает исключительной эффективностью. Способом привлечения к деятельности становится упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном повторении, выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки. Привычки освобождают разум и волю для новой работы. Без них личность остановилась бы в своем прогрессивном развитии.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: системы упражнений; их содержания; доступности и посильности упражнений; объема; частоты повторений; контроля и коррекции; личностных особенностей воспитанников; места |и времени выполнения упражнений; сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; мотивации и стимулирования упражнений.
Между такими факторами, как частота объем упражнений, и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта зависимость корректируется личностными особенностями.
Воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств, дефицит которых в современном обществе становится все ощутимее.
Использование упражнений считается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех противоречивых жизненных ситуациях. Начинать упражнения нужно как можно раньше, т.к. чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. ТРЕБОВАНИЕ- это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование как таковое, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, стремления, интересы воспитанников.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда. вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требо- ваниям относятся осуждение и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлений.