Культура и техника речи учителя
Речь учителя — это речь, приспособленная для решения специфических задач, которые возникают в пед. деятельности, общении.
Процесс восприятия и осознания речи учителя тесно связан с процессом слушания, на который приходится ? часть уч. времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися уч. материала завис. от совершенства речи уч-ля. Речь учителя может быть двух видов: монолог (школьная лекция, комментарий, пояснение) и диалог
Функции речи: 1) коммуникативная (установление отношений ученик-учитель); 2) презентация знаний; 3) организационная (организация учебно- практ деят-ти уч-ся); 4) психологическая (созд условий для психол свободы уч-ся); 5) обеспечение продуктами деят-ти. Особенности пед. реч. деят-ти: 1) специально организ уч-лем; 2) конечным рез-том явл. достижение поставленной гуманит цели; 3) отбор яз. и реч. ср-в осуществл
Показатели коммун. критериев:
1) соответствие нормам и правилам пед. этики;
2) импровизация уч-ля;
3) экспрессивность его звучащей речь, уровни экспрессивности:
- артистический,
- лексико-семантический (прав. выбор слов),
- синтаксический (исп-ние воскл. предл-ний, ритор. вопросов и т.д.),
- нормативность прав-ть речи.
Техника речи: Дыхание: 1) физиологическое, 2) речевое: верхнее, грудное, диафрагменное и диафрагменно-реберное. Голос, особ-ти: сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр. Предупреждение причин нарушений голоса: после 3-4 часов работы реч. аппарат нуждается в 1 часе отдыха. Дикция: ясность и четкость произношения слов, слогов, звуков. Ритмика — темп и ритм. Интонация — пауза, темп и мелодия речи.
Анализируя речь учителя, часто используют выражение «коммуникативное поведение». Это не просто процесс говорения, а такая организация речи и невербального поведения учителя, которая влияет на организацию эмоционально-психолог атмосферы пед. общения на х-ер взаимоотношений между учит-ем и уч-ми, на стиль их деят-ти. Уровень мастерства речевой деят-ти определяется уровнем культуры его речи и направленностью его коммуникатиного поведения.
Общая хар-ка невербальных способов общения. Культура невербального общения в пед. деят-ти. Эстетическая выразительность воспитателя сказывается в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничание, суетливость, неестественность жестов, вялость. Во всех движениях педаг-га, жестах, взглядах дети должны чувствовать уверенность в себе.
Невербальные ср-ва общения: кинетические (мимика, пантомимика, жесты), они как элементы кинетической системы общения повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Мимика — это ис-во выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказ. на уч-ся более сильное воздействие, чем слова. Должен всегда присутствовать визуальный контакт между уч-лем и уч-ми.
Пантомимика — это движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка восп-ля выраж. внутр. достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время, сутулость, опущенная голова, вялые руки свидет. о внутр. слабости чел-ка, его неуверенности в себе. Уч-лю необх. выработать манеру правильно стоять перед уч-ся на уроке. Жест пед-га должен быть ограниченным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов, жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли.
Жесты: описательные (изображают, иллюстрируют ход мысли) и психологические (выражают чувства); — фоноционные (движ-ие голоса, тембр, полетность, сила, но не используя слова, лишь возгласы); — проксемические (положение ч-ка в пространстве, дистанция).Виды дистанции: интимная (15-45 см), личная (45-74) — друзья, симпатии; социальная (75-100), публичная (100-700) — деловое общ-ие, большая аудитория.
Очень важна прав. осанка, кот-ой помагают занятия спортом, спец. приемы. Очень важен самоконтроль уч-ля, умение взглянуть на себя со стороны глазами детей. Чтобы общение было активным, следует иметь отркрытую позу: не скрещивать руки, повернутся лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу. а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад уч-ль как бы дает отдохнуть слушателю.