Внимание и наблюдательность в деятельности учителя
Внимание — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.), которая повышает уровень сенсорной , интеллектуальной или двигательной активности.
направленность и сосредоточенность учителя на каком-либо реальном или идеальном объекте педаг деятельности — личности учащихся, конкретной пед ситуации, предметном содержании и формах деят учащихся.
Виды внимания:
Свойства внимания:
1. концентрация — интенсивность сосредоточения на объекте на протяжении определенного промежутка
2. объем — характеризует количество объектов, которые человек может одновременно осмыслить;
3. устойчивость — характеристика внимания во времени, определяется тем. как долго сохраняется его интенсивность;
4. распределяемость — это средство помогает одновременно успешно заниматься двумя или более различными видами деятельности; 5. переключаемость — проявляется в намеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому; 6. отвлекаемость — способность отвлекаться.
Педагогическая наблюдательность — выборочная направленность восприятия учителя, которая проявляется в легкости выделения педагогически информированных деталей в деятельности и поведении других людей.
Виды в.
- 1. Непроизвольное — имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внимания по отношению к целям его деятельности, событиям — ориентировочная реакция.
- 2. Произвольное — деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий — по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.
- 3. Постпроизвольное внимание — возникает по мере развития операционно-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий, а также в результате изменений мотивации. Сохр соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует спец умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
Показатели внимания. Избирательность — связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. Объем — количество одновременно отчетливо осозаемых объектов, зависит от организации запоминаемого материала и его характера (обычно понимается равным 5-7 объектам).
Переключаемость и устойчивость — опр путем выполнения познавательных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение — исследуется в условиях одновременного выполнения двух и более действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения.
Педагогическая наблюдательность — способность сенсорной организации, базирующейся на ощущении и восприятии, предусматривающая хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность и дающая возможность учителю отобрать наиболее существенные характеристики, кот указывают на индивид особ учащихся.
Наблюдательность учителя явл проф значимой способностью учителя. Учитель должен уметь:
- во внешнем поведении или в самой внешности ребенка увидеть его внутреннее псих сост и особенности; дифф признаки, благодаря которым ребенок проявляет себя внешне; ощущать интерес ребенка как объекта восприятия и наблюдения на основе чего формируется избирательность восприятия, быстро приобретается опыт наблюдения за учеником и осознание его псих сост;
- воспринимать как объект наблюдения не только ученика, но и проц организации взаимод с ним.
Наблюдательность педагога зависит от наличия эмпатийного компонента, который обеспечивает внутреннее видение психического состояния, эмоциональной идентификации переживаний ребенка.