Внимание и наблюдательность в деятельности учителя

Внимание — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном  объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.), которая повышает уровень сенсорной , интеллектуальной или двигательной активности.

направленность и сосредоточенность учителя на каком-либо реальном или идеальном объекте педаг деятельности — личности учащихся, конкретной пед ситуации, предметном содержании и формах деят учащихся.

Виды внимания:

произвольное (искусственное) — осознанно направленное и регулированное сосредоточение на объекте; непроизвольное (естественное) — сосредоточенность, которая возникает независимо от осознанных намерений и целей человека; постпроизвольное — целенаправленная сосредоточенность деятельности субъекта, для которой интересным и значимым становится содержание,  сам процесс деятельности,  а не только ее результат.

Свойства внимания:

1. концентрация   —   интенсивность   сосредоточения   на   объекте   на   протяжении   определенного промежутка

времени;

2.   объем — характеризует количество объектов, которые человек может одновременно осмыслить;

3.   устойчивость — характеристика внимания во времени, определяется тем. как долго сохраняется его интенсивность;

4.   распределяемость   — это средство помогает одновременно успешно заниматься двумя или более различными видами деятельности; 5.   переключаемость — проявляется в намеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому; 6.   отвлекаемость — способность отвлекаться.

Педагогическая наблюдательность — выборочная направленность восприятия учителя, которая проявляется в легкости выделения педагогически информированных деталей в деятельности и поведении других людей.                                                                             

Виды в.

  • 1. Непроизвольное — имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внимания по отношению к целям его деятельности, событиям — ориентировочная реакция.
  • 2. Произвольное — деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий — по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.
  • 3. Постпроизвольное внимание — возникает по мере развития операционно-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий, а также в результате изменений мотивации. Сохр соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует спец умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Показатели внимания. Избирательность — связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. Объем — количество одновременно отчетливо  осозаемых объектов, зависит от организации запоминаемого материала и его характера (обычно понимается равным 5-7 объектам).

Переключаемость и устойчивость — опр путем выполнения познавательных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение — исследуется в условиях одновременного выполнения двух и более действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения.

Педагогическая наблюдательность — способность сенсорной организации, базирующейся на ощущении и восприятии, предусматривающая хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность и дающая возможность учителю отобрать наиболее существенные характеристики, кот указывают на индивид особ учащихся.

Наблюдательность учителя явл проф значимой способностью учителя. Учитель должен уметь:

  • во внешнем поведении или в самой внешности ребенка увидеть его внутреннее псих сост и особенности; дифф признаки, благодаря которым ребенок проявляет себя внешне; ощущать интерес ребенка как объекта восприятия и наблюдения на основе чего формируется избирательность восприятия, быстро приобретается опыт наблюдения за учеником и осознание его псих сост;
  • воспринимать как объект наблюдения не только ученика, но и проц организации взаимод с ним.

Наблюдательность педагога зависит от наличия эмпатийного компонента, который обеспечивает внутреннее видение психического состояния, эмоциональной идентификации переживаний ребенка.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Внимание и наблюдательность в деятельности учителя