Стратегия овладения профессионализма в педагогике
Профессиональные качества, необходимые для педагога: интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей; гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим псих сост, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять
Средства повышения эффективности воздействия: «приспособления» — система приемов-(мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек,
Педагогическая деятельность — проф. деят-ть учителя, направлен. на форм-е и разв-е л-ти реб-ка. Проф-м у-ля — рост, становл.,интеграция и реализация в пед труде проф-но значимых личностных качеств и способ-ей, проф З и У на основе активн. кач-го преобразования уч-ем своего внутр. мира приводящего к принципиально новому способу жизни и деят.
Этапы становления профессионализма:
1. Предварительный — оконч. проф. самоопределения 2. Форм-е индивид.пед. концепции уч-ля, кот. сост. из таких компонентов: 1. Сфера пед. взаимод. в сис-ме Я — Уч-к, Я — Реб-к 2. Сфера пед.взаимод.в сис-ме Я- класс, Я-коллектив. 3. Сфера пед.взаимод.в сис-ме Я-Школа в целом 4. Сфера пед. взаимодействия в сис-ме Я-Бытие, Общество, Мир.
Уровни профессионализма:
высокий, достаточный, низкий.
Основа педагогических умений
1. Умение(У) переводить содержание пед действительности, объек-го пр-са воспитания в конкретную пед задачу(изучение личн-ти и коллектива для определения их готовности к овладению нов знаниями).
2. У. выстроить и реализовать лок завершенную пед систему (У уч-ля перейти от спланирования, отбора содержания до выбора форм, методов и средств его организации)
3. У. уделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие, создавать необходимый материал,как психологического так и вещественного плана,активировать личность шк-ка, развивать его деятельность, т.о. перевести его объекта в субъект воспитания, организовать совместную деят.
4. У. учитавать и оценивать рез-ты пед деят, т.е. осущ анализ и самоанализ образ-го пр-са, рез-т деят-ти уч-ля, а также определять комплек след приоритетных пед задач.
Пед способности: аналитические, прогностические,п рактитечские, рефлексивные, организаторские, информационно-дидактические, развивающие, ориентационные (У. форм-ть ценностные установки), коммукативные, перцептивные, мобилизационные (У. уч-ля привлекать внимание школьников).
Акмеологические стратегии.
Акмеологизм — наука об идеале, о совершенстве, идеальный совершенства, олицетворение наибольших, а возможно об абсолютных жизненных ценностей.
Вл.Сергеев: «Идеальный уч-ль — это тот уч-ль, у кот сформированы основополагающие жизненные установки: 1.Позитивное отношение к жизни 2.Вера в добро 3.У. видить и чувствовать свою сопречастность к происходящему 4. Установка на гибкость 5. Высокая самооценка»
Каменский: «Человеческое в человеке. Основные добродетели учителя: мудрость, мужество, справедливость. Идеальный учитель — скромный, трудолюбивый, доброжелательный.»
Дистервег: Вошел в историю как уч-ль-гуманист, интеллектуально образованный, просвещенный чел с высочайшим уровнем развития реч культуры, самоотверженный служитель истины, добра, красоты.
Ушинский: разработал пед систему, осн полит взгляды — демократия. Пед приципы: 1. Близость к интересам народа 2. Учитель,кот умеет воспитывать уч-ка своим предметом 3. Глубокие знания в области психологии, знания духовной стороны школьника 4. Соблюдение пед такта 5. Уч-ль, кот обязательно должен знать цель своей деятельности 6.Самосовершенствование и самообразование
Сухомлинский: Бунтарь педагогики, директор Павлышской сред школы. Пед принципы:1.Любовь и уважение к ребенку 2. Уч-ль обязан быть эрудитом,должен оставаться скромным, трудолюбивым, человечным 3. Уч-ль должен опережать свое время.