Традиции воспитания и обучения личности в народной педагогике
Основными проблемами воспитания и обучения укр.. деятели и демократы-просветители 2-ой половины XIX — нач. XX ст. считали следующие:
Создание системы общедоступных государственных школ (не должно быть «тупиковых» школ); Обучение, воспитание, общение детей и взрослых должно быть на родном (украинском) языке; Воспитание личности должно происходить в соответствии с национальным идеалом совершенной, гармонической личности; Должна быть связь обучения и воспитания с трудом, природой и активной
Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) — великий украинский поэт, художник, мислитель, революционный демократ. В стихах Ш., в его публицистических и художественных произведениях, в письмах высказаны мысли о воспитании и обучении. Он критиковал политику царизма в области образования, обучение в начальных школах по церковнославянским книгам, основанное на зубрёжке бессодержательных слов, охарактеризовал словами
Ш. мечтал о подлинно народной школе, которая давала бы учащимся глубокие знания и воспитывала бы их в духе ненависти к эксплуататорам, вынашивал план создания доступных учебников для обучения крестьянских детей арифметике, географии, истории Украины и этнографии. С этой целью он пишет учебник «Букварь южнорусский» (1860). Большое место в воспитании ребёнка Ш. отводил учителю-воспитателю. Он с любовью пишет о высоких порывах учителей, которые целью своей жизни ставили беззаветное служение народу.
Ш. считает, что труд должен занимать главное место в жизни человека. Революционер-демократ, он понимал, что только уничтожение эксплуататорского строя даст молодому поколению возможность воспитываться в свободном и радостном труде, предоставит всё необходимое для всестороннего развития человека. Он считал, что развитие науки и техники сделает переворот в общественной жизни. Леся Українка (Лариса Петровна Косач-Квитка) (1871-1913) — выдающаяся украинская поэтесса и общественная деятельница революционно-демократического направления.
ЛУ волновали сепаратистские действия укр. буржуазных националистов в вопросах просвещения. Она категорически выступала против буржуазно-националистических деятелей, утверждавших необходимость «науки на национальной почве».
С революцоинно-демократических позиций рассматривала ЛУ роль учителя народной школы, который должен воспитывать молодёжь для борьбы с угнетателями. Цель семейного воспитания она также видела в формировании гражданина-борца. Достичь этой цели можно, только развивая природные задатки ребёнка, наполняя их революционным содержанием. Большой интерес представляют высказывания ЛУ о труде и трудовом воспитании.
В своих произведениях (повести «Жалость», «Над морем») ЛУ показала, что из семьи бедняков, как правило, выходили честные, трудолюбивые люди, а семьи богатых снабжали общество никому не нужными, а часто вредными для окружающих людьми. С революционно-демократич. позиций ЛУ решала вопрос о женщине-матери, о необходимости готовить её к классовой борьбе, в которой женщина-труженица должна быть сознательным борцом. Она выступает также и с вопросами образования взрослых, организации коллективных чтений для народа..
Павел Арсеньевич Грабовский (1864-1902) — украинский поэт, публицист, революционер-демократ. Как и все русские революционеры-демократы, Г ставил своей целью воспитание нового человека, человека-борца. Наука, образование, лит-ра — это те исходные, которые помогут поднять народ на борьбу против самодержавия.
В своих публицистических и поэтич. произведениях, а также в письмах к друзьям Г. уделяет большое внимание народному образованию и воспитанию молодых поколений. Он резко критикует существующую школьную систему, которая давала мизерные знания.
Детей учили дьяки и попы, которые только отбивали стремление к знаниям. Г. писал о плачевном состоянии школ, о низком уровне преподавания учителей-священников, о тяжёлом материальном положении учителей, особенно о положении сельских учительниц. В цикле стихов, посвященных детям («В школу», «Сироты», «Детям» и др.), поэт описывает тяжёлые условия жизни детей бедняков, их высокие нравственные качества и желание учиться. Поэт-революционер верил в светлое будущее своего народа, в необходимость образования для всех. Он призывал интеллигенцию бороться за демократизацию школы. Он говорит, что образование должно быть свободным от «тумана религиозного и шовинистического».
Иван Яковлевич Франко (1856-1916) — выдающийся представитель революционно — педагогической мысли на Украине конца XIX — начала XXв. Ф. оставил огромное творческое наследие: блестящие худ. произведения, труды по вопросам литературоведения, философии, статьи политич. х-ра, а также свыше 100 научных работ на темы воспитания детей и молодежи.
Писал он на укр., русском, польском и немецком языках. Ф. осознал сущность воспитания в классовом общ-ве, задачи и пути борьбы нар. масс против политики эксплуататорских классов в области просвещения, цели и характер образования после свержения эксплуататорского строя. Ф. выдвинул свой идеал воспитания — идеал человека-«каменяра» — человека нового общества, способного вести самоотверженную борьбу за утверждение справедливых общественных порядков, твердо убежденного в правоте своего дела.
Целью воспитания И. Я. Ф. считал формирование всесторонне развитой личности, готовой как к умственному, так и к физическому труду. В своих произведениях он анализировал содержание и методы учебно-воспитательной работы в различных школах 2-ой половины XIX — начала XX в., уделял большое внимание проблеме учителя, истории нар. образования и школы, в особенности истории школьного и университетского образования на Украине.
Творчество украинских педагогов 2-ой половины XIX — начала XX в. Т.Г. Шевченка, Леси Украинки, П.А. Грабовского, И.Я. Франка можно назвать вершиной украинской педагогической теории и практики. Их педагогика основывается на национальных ценностях, которые являются конкретным проявлением и воплощением общечеловеческих ценностей. Творческое применение их педагогических идей — почетная обязанность каждого родителя, учителя, воспитателя и руководителя школы.
Василий Александрович Сухомлинский В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего учительского коллектива. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
Воспитание культуры потребностей — очень важная проблема всестороннего развития личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать разносторонние материальные и духовные потребности. В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка, понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей — потребность познания.
Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если бы у него не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше, чем знал вчера. Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, углублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами.
Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. Сухомлинский не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей познания. Главная задача учителя, по мнению Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.
Материальные потребности, потребность в познании и, наконец, потребность в другом человеке, в общении с другими людьми — такова иерархия потребностей, которые хорошо прослеживаются в работах В.А.Сухомлинского по мере развития его философско-педагогических взглядов.
Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности. В.А.Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей.
Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может воспринимать и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому, с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.