Развитие форм обучения в истории педагогики
Понятие «форма организации учебной работы» берет начало от лат. forma, что означает «наружный вид». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся временем и местом обучения, порядком его осуществления.
Исторически в педагогике эволюционировали следующие формы учебной работы: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система; Белл-ланкастерская система; Батавская
При индивидуально-групповом обучении учитель одновременно занимался с несколькими учащимися, однако работа носила индивидуальный характер, так как учащиеся были разного возраста, начинали и заканчивали обучение в разное время, занимались по разным программам.
Суть классно-урочной системы — учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводится поурочно по заранее составленному расписанию, все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. Основной формой обучения становится урок. Коменский выделил конкретные предметы, написал несколько программ и учебников. Белл-ланкастерская система взаимного обучения возникла в 1798 г в Англии.
Суть — учитель вначале занимался со старшими учащимися, затем последние обучали младших. Однако широкого распространения эта система не получила, так как не обеспечивала надлежащего обучения детей.
В конце XIX в. появляются так называемые избирательные формы обучения, как реакция на недочеты массовых форм обучения, в том числе и классно-урочную систему: 1) Батавская система обучения делила учебный день на две части: первая часть — коллективные занятия с учащимися, вторая — индивидуальные занятия и оказание помощи как более сильным, так и слабым ученикам. 2) Маннгеймская система. Суть — в зависимости от способностей и успеваемости учащиеся распределялись по классам на сильных, средних и слабых. Элементы этой школы по сей день сохранились в Австрии.
В Англии эта система послужила основой для создания различных типов школ. Для педагогики начала XX в. характерно развитие реформаторской педагогики, а также идей воспитательно-образовательных учреждений: Реформаторская педагогика: — В 1905 году в Далтоне (США) возникает система «Далтон-план». Суть состояла в выполнении учебной программы, разбитой на подряды.
Порядок, темп выполнения подрядов являлся личным делом учащихся. — В начале XX в. в США начинают использование проектной системы обучения, разработанной Килпатриком. Суть — в основе учебной работы было не изучение материала по отдельным учебным предметам, а организация практической деятельности детей, которая проектировалась ими вместе с учителем и затем, в ходе ее осуществления, они знакомились с элементами знаний по языкам, истории.
Альтернативные идеи в педагогике, новые формы уроков. Английский педагог-практик Нейл создал новую школу в Саммерхилле. Одним из методов работы были конфиденциальные уроки. Цель — ускорить адаптацию детей к ситуации свободы, раскрепостить их. Конфиденциальные уроки были направлены на снятие внутренней зажатости ребенка, если он чувствовал себя несчастным.
Среди сторонников нового воспитания была Мария Монтесори (Италия). Она опиралась на сенсорику ребенка. Для каждой сферы чувств она разработала дидактический материал различной сложности — головоломки, кубики и т. п. Занятия ребенка с этим материалом она называла уроками. Ее урок включал в себя следующую логику: объяснение основ понятий работа ребенка с дидактическим материалом и наблюдение учителя за их деятельностью коррекция дидактического материала в случае отсутствия интереса ребенка или затруднения наблюдение учителя за ребенком после коррекции.
В XX веке, оставаясь основной формой обучения в школах большинства стран мира, урок модифицируется. С 80 х годов в школах Великобритании, США активно входит кооперативное обучение учащихся в малых группах, которое способствует повышению успешности обучения. Учащиеся не конкурируют между собой, а поддерживают друг друга. Здесь даже самый слабый ученик начинает чувствовать себя уверенно.
В групповых и индивидуальных формах обучения имеются большие возможности для развития навыков самообразования. Одаренные и слабоуспевающие дети могут заниматься по индивидуальным программам. Индивидуальные занятия наиболее эффективны, но при этом возникают проблемы общения. Их решение и видится в использовании наряду с индивидуальными кооперативных форм учебной работы. Таким образом, урок традиционной формы обучения, сохраняясь, приобретает новые черты, помогая ученику самостоятельно добывать знания.
Типы и структура современного урока
Урок — это основная форма организации обучения. Существуют следующие типы уроков: уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала; уроки формирования и совершенствования умений и навыков; уроки обобщения и систематизация знаний; уроки повторения, закрепления; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки
Структура урока зависит от его целей, содержания, изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки учащихся, а так же от творческого характера работы учителя. Стандартная структура комбинированного урока: орг. Момент; проверка д/з; опрос учащихся по пройденному материалу; изложение нового материала; закрепление и задание на дом.
Учитель как автор и соавтор. Учитель — это самостоятельная, творческая, интеллектуальная личность, которой свойственны духовная красота и благородство, доброта и сердечность, культура чувств, человечность, гибкий ум. Самым главным требованием к учителю является его безграничная любовь к детям, вера в то, что каждый ребенок хорош, уникален по своему. Кроме того, учитель должен знать свой предмет, любить его, интересоваться им.
Учитель должен не только уметь увидеть индивидуальность каждого ученика, но и уметь спроектировать дальнейшее развитие его личности. Особое внимание уделяется развитию отношений между учителем и учеником. Взаимодействие учителя и ученика на уроке не должно ограничиваться ответом на вопросы по предмету, необходимо общаться с учеником как с единомышленником.